Письмо Минфина России от 30.01.2013 N 03-02-07/1/1676

При наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика банк не может списывать с этих счетов денежные средства для уплаты административного штрафа.

Вопрос: В соответствии с "п. 1 ст. 76" НК РФ приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа, если иное не предусмотрено "п. 3 указанной статьи" и "пп. 2 п. 10 ст. 101" НК РФ.

Приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему РФ.

По смыслу "п. 1 ст. 76" НК РФ соответствующие штрафы - это штрафы, которые применяются в рамках налогового законодательства и требований об уплате обязательных платежей и являются санкцией за неисполнение требований налогового законодательства.

"КоАП" РФ установлены административные штрафы, которые являются видом административного наказания (мерой ответственности за совершение административного правонарушения) и уплачиваются в бюджетную систему РФ.

Вправе ли банк при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счетам организации исполнять указание клиента о списании с данного счета суммы административного штрафа в бюджетную систему РФ?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 30 января 2013 г. N 03-02-07/1/1676

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение по вопросу о применении "ст. 76" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщается следующее.

"Подпунктом 5 п. 1 ст. 31" Кодекса установлено, что налоговые органы вправе приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках в порядке, предусмотренном Кодексом.

В соответствии с "п. п. 8" - "10 ст. 46" Кодекса при взыскании налогов (сборов), пеней за несвоевременную уплату налогов (сборов), а также штрафов в случаях, предусмотренных Кодексом, налоговым органом может быть применено в порядке и на условиях, которые установлены "ст. 76" Кодекса, приостановление операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) - организации, индивидуального предпринимателя в банках.

Положения "ст. 76" Кодекса не распространяются на административные штрафы, взимаемые за административные правонарушения.

На основании "п. 1 ст. 76" Кодекса приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено "п. 2 указанной статьи". При этом приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.

В соответствии со "ст. 855" Гражданского кодекса Российской Федерации перечисление в бюджетную систему Российской Федерации административных штрафов не предшествуют перечислению денежных средств в счет уплаты налогов (сборов), соответствующих пеней и штрафов.

Полагаем, что при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счету налогоплательщика банк не вправе исполнять указание клиента о списании с его счета денежных средств для уплаты административного штрафа за совершение административного правонарушения.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

30.01.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).