Письмо Минфина России от 28.01.2013 N 03-04-06/3-25

Постановление Конституционного Суда РФ от 16.07.2012 N 18-П, согласно которому страховые выплаты работникам по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенным до 1 января 2008 г., не облагаются НДФЛ независимо от того, когда работодатель уплачивал страховые взносы, применяется с момента вступления в силу.

Вопрос: В декабре 2007 г. ООО (страховая организация) заключило с организацией 5-летний договор смешанного страхования жизни в пользу работников за счет средств организации с ежегодной уплатой взноса. Первый взнос по данному договору был уплачен до 01.01.2008, остальные взносы - после 01.01.2008. В декабре 2012 г. срок действия договора закончился и, соответственно, необходимо произвести выплаты страховых сумм застрахованным лицам.

До 01.01.2008 в соответствии с "пп. 2 п. 1 ст. 213" НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2008) доходы, полученные физическими лицами в виде страховых выплат по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенным на срок не менее пяти лет и в течение этих пяти лет не предусматривающим страховых выплат (за исключением страховой выплаты, предусмотренной в случае наступления смерти застрахованного лица), не учитывались при определении налоговой базы по НДФЛ.

С 01.01.2008 согласно положениям "ст. 213" НК РФ указанные доходы учитываются при определении налоговой базы по НДФЛ.

Согласно "ст. 4" Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ Федеральный закон от 24.07.2007 N 216-ФЗ дополнен "ст. 3.1", в соответствии с которой установить, что по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенным до дня вступления в силу Федерального закона N 216-ФЗ на срок не менее пяти лет и в течение этих пяти лет не предусматривающим осуществления страховых выплат в пользу застрахованного лица, в том числе в виде рент и (или) аннуитетов (за исключением страховой выплаты, предусмотренной в случае наступления смерти застрахованного лица), страховые взносы по которым до дня вступления в силу Федерального закона N 216-ФЗ были в полном объеме уплачены за физических лиц из средств работодателей, исчисление и уплата НДФЛ производятся в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона N 216-ФЗ.

"Постановление" Конституционного Суда РФ от 16.07.2012 N 18-П признало "ч. 1 ст. 3.1" Закона N 216-ФЗ не соответствующей "Конституции" РФ в той мере, в которой она допускает возможность налогообложения НДФЛ страховых выплат по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, предусматривающим уплату страховых взносов работодателем в интересах застрахованного физического лица как до 01.01.2008, так и после этой даты.

Правомерно ли ООО (страховой организации) не удерживать НДФЛ с выплаты по указанному договору в соответствии с "Постановлением" Конституционного Суда РФ от 16.07.2012 N 18-П?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 28 января 2013 г. N 03-04-06/3-25

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения "Постановления" Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2012 N 18-П и сообщает следующее.

Согласно "ст. 79" Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

Позиция Конституционного Суда Российской Федерации относительно того, соответствует ли "Конституции" Российской Федерации смысл нормативного правового акта или его отдельного положения, придаваемый им правоприменительной практикой, выраженная в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе в постановлении по делу о проверке по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционности закона, примененного в конкретном деле, или о проверке по запросу суда конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле, подлежит учету правоприменительными органами с момента вступления в силу соответствующего постановления Конституционного Суда Российской Федерации.

Одновременно сообщаем, что "законопроект" N 199052-6 "О внесении изменения в статью 3.1 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации", подготовленный во исполнение "Постановления" Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2012 N 18-П, находится на рассмотрении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

28.01.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).