Письмо Минфина России от 25.01.2013 N 03-11-11/29

Предприниматель, применяющий УСН с объектом налогообложения "доходы" и не использующий труд наемных работников, вправе уменьшать сумму подлежащего уплате налога на сумму страховых взносов без ограничения в виде 50 процентов от суммы налога, даже если он оплачивает услуги другого предпринимателя, оказанные по гражданско-правовому договору.

Вопрос: Индивидуальный предприниматель, применяющий УСН с объектом налогообложения "доходы", в своей предпринимательской деятельности не использует труд наемных работников.

С 01.01.2012 предприниматель всю сумму исчисленного налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, уменьшает на сумму страховых взносов, перечисляемых в ПФР и ФОМС.

Предприниматель планирует заключить с другим индивидуальным предпринимателем договор на оказание последним услуг по составлению, подписанию и сдаче отчетности по предпринимательской деятельности предпринимателя.

Вправе ли предприниматель после заключения такого договора уменьшать всю сумму исчисленного налога на сумму страховых взносов без применения ограничения в виде 50 процентов от суммы налога?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 25 января 2013 г. N 03-11-11/29

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения упрощенной системы налогообложения и сообщает следующее.

В соответствии с "п. 3.1 ст. 346.21" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму:

1) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) расходов по выплате в соответствии с законодательством Российской Федерации пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным "законом" от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ), в части, не покрытой страховыми выплатами, произведенными работникам страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на осуществление соответствующего вида деятельности, по договорам с работодателями в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным "законом" N 255-ФЗ;

3) платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, заключенным со страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на осуществление соответствующего вида деятельности, в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным "законом" N 255-ФЗ.

При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена на сумму вышеуказанных расходов более чем на 50 процентов.

Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере без применения ограничения в виде 50 процентов от суммы данного налога.

Таким образом, в составе расходов, предусмотренных "п. 3.1 ст. 346.21" Кодекса, учитываются расходы, уплаченные за счет средств страхователя.

Согласно "п. 1 ст. 7", "ст. ст. 14" и "16" Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых, в частности, индивидуальным предпринимателям).

Индивидуальные предприниматели, которым выплачивается вознаграждение в вышеуказанном случае, уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с "ч. 1.1" и "1.2 ст. 14" Федерального закона N 212-ФЗ, самостоятельно.

В связи с этим наличие гражданско-правового договора с индивидуальным предпринимателем не влияет на возможность уменьшения суммы налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на страховые взносы, уплачиваемые индивидуальным предпринимателем, выступающим заказчиком работ (услуг), "за себя".

Исходя из этого индивидуальный предприниматель при осуществлении выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу другого индивидуального предпринимателя за выполненные работы (оказанные услуги), вправе уменьшить сумму налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на сумму расходов, указанных в "п. 3.1 ст. 346.21" Кодекса, без применения ограничения в виде 50 процентов от суммы данного налога.

Врио директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

25.01.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).