Письмо Минфина России от 25.01.2013 N 03-01-18/1-15

В целях признания контролируемыми сделок, совершенных через агента (комиссионера), доходы определяются с учетом момента передачи права собственности на товар, работы, услуги.

Вопрос: Об определении суммового критерия с целью признания контролируемыми сделок через агента (комиссионера).

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 25 января 2013 г. N 03-01-18/1-15

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение ОАО по вопросу применения "ст. 105.14" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в части порядка определения суммы доходов по сделкам, осуществляемым в рамках договоров комиссии (агентских договоров), и сообщает.

Отношения между принципалом и агентом (комиссионером и комитентом) регулируются "гл. 51" - "52" Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) с учетом конкретных условий договора агентирования (комиссии).

"Статьей 105.14" Кодекса установлены правила признания сделок контролируемыми. При этом сделки, предусмотренные "пп. 2" и "3 п. 1", "пп. 1" - "5 п. 2 указанной статьи", признаются контролируемыми в случае, если сумма доходов по таким сделкам в календарном году превышает значение соответствующего суммового критерия.

Согласно "п. 9 ст. 105.14" Кодекса для целей указанной статьи сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных "гл. 25" Кодекса.

При этом правила, предусмотренные "разд. V.1" Кодекса, распространяются на сделки, осуществление которых влечет необходимость учета хотя бы одной стороной таких сделок доходов, расходов и (или) стоимости добытых полезных ископаемых, что приводит к увеличению и (или) уменьшению налоговой базы по налогам, предусмотренным "п. 4 ст. 105.3" Кодекса.

В ситуациях, когда определение отнесения сделки к контролируемой осуществляется в рамках договоров комиссии (агентских договоров или иных аналогичных договоров), необходимо руководствоваться положениями "пп. 9 п. 1 ст. 251" Кодекса и "п. 9 ст. 270" Кодекса.

Также следует учитывать, что согласно "п. 1 ст. 996" ГК РФ вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего. К отношениям, вытекающим из агентского договора, на основании "ст. 1011" ГК РФ соответственно применяются правила, предусмотренные "гл. 49" и "51" ГК РФ, в зависимости от того, действует агент по условиям этого договора от имени принципала или от своего имени, если эти правила не противоречат положениям "гл. 52" ГК РФ или существу агентского договора.

Учитывая изложенное, отношения между принципалом и агентом (комиссионером и комитентом) в части совершения сделок за вознаграждение не приводят к передаче права собственности на товары, результаты выполненных работ, возмездное оказание услуг. Передача права собственности возникает только в части оказанных услуг, за которые выплачивается комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

Таким образом, по мнению Департамента, при определении суммового критерия с целью признания контролируемыми сделок через агента (комиссионера) следует учитывать момент передачи права собственности на товары (работы, услуги), руководствуясь положениями "гл. 25" Кодекса в части порядка признания доходов.

Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм и общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Р.А.СААКЯН

25.01.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).