Письмо Минфина России от 24.01.2013 N 03-11-11/28

Если предприниматель-принципал применяет УСН с объектом доходы, то налоговая база не уменьшается на агентское вознаграждение, удерживаемое агентом из поступившей на его счет выручки. При перечислении денежных средств на расчетный счет налогоплательщика через платежные системы датой получения дохода является день оплаты покупателями товара электронными денежными средствами.

Вопрос: Индивидуальный предприниматель применяет УСН.

Каким образом исчисляется налоговая база при поступлении денежных средств на расчетный счет налогоплательщика через платежные системы? Подлежит ли включению в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, комиссия оператора платежной системы, удержанная им до перечисления платежей на расчетный счет?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 24 января 2013 г. N 03-11-11/28

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение о применении упрощенной системы налогообложения, поступившее по электронным средствам связи, и исходя из содержащейся в обращении информации сообщает следующее.

В соответствии с "п. 1 ст. 346.15" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав определяются в порядке, установленном "ст. 249" Кодекса, а внереализационные доходы - в порядке, установленном "ст. 250" Кодекса. При этом не учитываются доходы, указанные в "ст. 251" Кодекса.

"Статьей 251" Кодекса не предусмотрено уменьшение доходов принципалов на сумму вознаграждений, уплачиваемых ими агентам.

Поэтому доходы принципалов, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, не должны уменьшаться на сумму агентского вознаграждения, удерживаемого агентом из выручки от реализации, поступающей ему от покупателей товаров.

В данном случае доходом принципала является вся сумма выручки от реализации услуг, поступающая на счет агента.

При этом "п. 1 ст. 346.17" Кодекса установлено, что при применении упрощенной системы налогообложения доходы определяются по кассовому методу. Датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом.

Согласно "п. 10 ст. 7" Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" перевод электронных денежных средств осуществляется путем одновременного принятия оператором электронных денежных средств распоряжения клиента, уменьшения им остатка электронных денежных средств плательщика и увеличения им остатка электронных денежных средств получателя средств на сумму перевода электронных денежных средств.

В данном случае моментом погашения задолженности покупателя перед организацией является момент одновременного принятия оператором электронных денежных средств распоряжения, уменьшения им остатка электронных денежных средств плательщика и увеличения им остатка электронных денежных средств получателя средств на сумму перевода электронных денежных средств. Этот момент и является датой признания дохода от реализации товаров.

В связи с этим датой получения доходов для принципала будет являться день оплаты покупателями приобретенных товаров электронными денежными средствами.

Если налогоплательщиком-принципалом применяется упрощенная система налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, то согласно "пп. 24 п. 1 ст. 346.16" Кодекса расходы на выплату агентского вознаграждения могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу.

Одновременно сообщаем, что согласно "Регламенту" Минфина России, утвержденному Приказом Минфина России от 15.06.2012 N 82н, обращения организаций и индивидуальных предпринимателей по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Департаменте не рассматриваются.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

24.01.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).