Письмо Минфина России от 23.01.2013 N 03-03-06/1/22

Лизинговые платежи организации, которая эксплуатирует полученные в лизинг суда, зарегистрированные в РМРС, не учитываются в расходах.

Вопрос: ОАО приобретает по договору лизинга суда, которые зарегистрированы в Российском международном реестре судов (РМРС). Являясь лизингополучателем и осуществляя эксплуатацию судов, ОАО не учитывает в целях исчисления налога на прибыль доходы, полученные от эксплуатации таких судов, и расходы, связанные с их содержанием и эксплуатацией, определяемые в порядке, предусмотренном "пп. 33 п. 1 ст. 251" и "п. 48.5 ст. 270" НК РФ ("Письмо" Минфина России от 02.12.2011 N 03-03-06/1/800).

В соответствии с "пп. 33.2 п. 1 ст. 251" НК РФ при определении налоговой базы также не учитываются доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации и (или) реализации судов, построенных российскими судостроительными организациями после 1 января 2010 г. и зарегистрированных в РМРС.

В рамках программы поддержки российского судостроения согласно "Постановлению" Правительства РФ от 22.05.2008 N 383 ОАО предоставляется субсидия на возмещение за счет средств федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, включенным лизинговыми компаниями в лизинговые платежи.

В "ст. 251" НК РФ определены доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Субсидии, полученные коммерческими организациями на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в данном перечне не поименованы. Исходя из изложенного доходы в виде субсидий, полученные из федерального бюджета в соответствии с "Постановлением" Правительства РФ от 22.05.2008 N 383, признаются внереализационными доходами организации, подлежащими налогообложению по налогу на прибыль.

В результате доходы и расходы по эксплуатации судов не подлежат налогообложению налогом на прибыль, а субсидии, полученные на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, включенных в лизинговые платежи, учитываются в налоговой базе.

ОАО считает, что субсидии, полученные в целях возмещения части затрат на уплату процентов лизинговых платежей, могут рассматриваться в качестве доходов, связанных с деятельностью по эксплуатации судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, а также по сдаче судов в аренду. Доходы по указанной деятельности налогом на прибыль не облагаются. В случае если соблюдаются цели использования судов, приобретенных по договорам лизинга, то такие субсидии также не подлежат налогообложению налогом на прибыль.

Правомерна ли позиция ОАО?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 23 января 2013 г. N 03-03-06/1/22

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли субсидий, выделенных пароходству на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей, и сообщает.

Порядок выделения субсидий российским пароходствам на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей утвержден "Постановлением" Правительства Российской Федерации от 22.05.2008 N 383 "Об утверждении Правил предоставления субсидий российским транспортным компаниям и пароходствам на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" в 2008 - 2011 годах на закупку гражданских судов, изготовленных на российских верфях, а также лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным в 2008 - 2012 годах с российскими лизинговыми компаниями на приобретение гражданских судов, изготовленных на российских верфях".

Согласно "п. 1 ст. 78" Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Для целей "гл. 25" "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в соответствии со "ст. 249" НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со "ст. 250" НК РФ.

Согласно "п. 8 ст. 250" НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в "ст. 251" НК РФ.

В "ст. 251" НК РФ определены доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Перечень таких доходов является исчерпывающим.

В соответствии с "пп. 33 п. 1 ст. 251" НК РФ для целей налогообложения прибыли организаций не учитываются доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации и (или) реализации судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (далее - РМРС). Для целей гл. 25 НК РФ под эксплуатацией судов, зарегистрированных в РМРС, понимается использование таких судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа и оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения расположены за пределами территории Российской Федерации, а также сдача таких судов в аренду для оказания таких услуг.

Согласно "пп. 33.2 п. 1 ст. 251" НК РФ при определении налоговой базы также не учитываются доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации и (или) реализации судов, построенных российскими судостроительными организациями после 1 января 2010 г. и зарегистрированных в РМРС. При этом под эксплуатацией таких судов в целях указанного подпункта понимается их использование для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, буксировки и обеспечения указанных услуг и видов деятельности независимо от расположения пункта отправления и (или) пункта назначения, а также сдача таких судов в аренду для данного использования.

Доходы в виде субсидий, полученные российским пароходством согласно вышеназванному "Постановлению" от 22.05.2008 N 383 на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей, в "ст. 251" НК РФ не поименованы, в связи с чем они учитываются в целях налогообложения прибыли организаций в составе внереализационных доходов.

Положениями "п. 48.5 ст. 270" НК РФ определено, что к расходам, не учитываемым в целях налогообложения, относятся расходы судовладельцев на обслуживание, ремонт и иные цели, связанные с содержанием и эксплуатацией судов, зарегистрированных в РМРС.

Таким образом, расходы в виде лизинговых платежей, уплаченных лизингополучателем, который от своего имени осуществляет эксплуатацию полученных по договору лизинга судов, зарегистрированных в РМРС, не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Одновременно сообщаем, что мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с "Письмом" Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

23.01.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).