Письмо Минфина России от 16.01.2013 N 03-02-07/1-10

В решении налогового органа об отмене решения о приостановлении операций по счетам указываются виды и номера счетов, приостановление операций по которым отменяется.

Вопрос: Согласно "п. 2 ст. 76" НК РФ приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке в случае, предусмотренном данным пунктом, означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке, если иное не предусмотрено "абз. 3 п. 1 ст. 76" НК РФ.

В соответствии с "п. 9 с. 76" НК РФ в случае, если общая сумма денежных средств налогоплательщика-организации, находящихся на счетах, операции по которым приостановлены на основании решения налогового органа, превышает указанную в этом решении сумму, этот налогоплательщик вправе подать в налоговый орган заявление об отмене приостановления операций по своим счетам в банке с указанием счетов, на которых имеется достаточно денежных средств для исполнения решения о взыскании налога.

Налоговый орган обязан в двухдневный срок со дня получения такого заявления налогоплательщика принять решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в части превышения суммы денежных средств, указанной в решении налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

В "форме" решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств, утвержденной Приказом ФНС России от 16.04.2012 N ММВ-7-8/238@, указано, что решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика отменяется по конкретным видам и номерам счетов в части превышения суммы денежных средств, указанной в решении о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке.

Таким образом, решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика изначально предполагает запрет операций в пределах указанной в данном решении суммы. При этом реализация положений "п. 9 ст. 76" НК РФ (направление налогоплательщиком заявления в налоговые органы и соответствующее решение налогового органа) должна приводить к иному правовому результату, который заключается в сохранении приостановления операций по определенному счету (счетам) в пределах сумм, указанных в решении о приостановлении, и полной отмене приостановления операций по иным (всем остальным) счетам налогоплательщика.

Является ли решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке, а также переводов электронных денежных средств, заполненное согласно "п. 9 ст. 76" НК РФ, достаточным основанием для возобновления банком операций по указанным в нем счетам либо банк должен дополнительно к такому решению получить стандартное решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика?

Вправе ли банк в случае получения указанного решения об отмене приостановления операций по счетам считать, что приостановление операций по счетам, указанным в данном решении, является отмененным в полном объеме, а приостановление операций по счетам, не указанным в данном решении, сохраняется, как и до указанного решения, в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций клиента-налогоплательщика по счетам в банке?

Вправе ли банк открывать клиенту новые счета после получения по данному клиенту указанного решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 16 января 2013 г. N 03-02-07/1-10

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение о применении "ст. 76" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и "Приказа" ФНС России от 16.04.2012 N ММВ-7-8/238@ и сообщается следующее.

Согласно "п. 7 ст. 76" Кодекса приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

Действующая "форма" решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств утверждена Приказом ФНС России от 03.10.2012 N ММВ-7-8/662@.

В связи с изданием указанного "Приказа" признан утратившим силу "Приказ" ФНС России от 16.04.2012 N ММВ-7-8/238@.

В "резолютивной части" вышеназванной формы предусмотрены отдельные строки для заполнения при принятии решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке в связи с исполнением им обязанности по уплате налогов, пеней, штрафов или в соответствии с "п. 9 ст. 76" Кодекса.

При этом в случае принятия налоговым органом решения об отмене решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке в соответствии с "п. 9 ст. 76" Кодекса в "резолютивной части" такого решения указываются виды и номера тех счетов, приостановление операций по которым отменяется в части превышения суммы денежных средств, указанной в решении о приостановлении операций по счетам этого налогоплательщика в банке. Приостановление операций по другим счетам в банке не отменяется.

В указанном случае в силу "п. 12 ст. 76" Кодекса банк не вправе открывать этой организации новые счета.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

16.01.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).