Письмо Минфина России от 11.01.2013 N 03-03-06/1/6

Если затраты на приобретение одноразовой посуды, контейнеров, ланч-боксов и т.д. учитываются организацией, оказывающей услуги общепита, в материальных расходах и согласно ее учетной политике относятся к прямым расходам, то они должны признаваться по мере реализации продукции.

Вопрос: Организация оказывает услуги общественного питания. Пункты общественного питания, которые обслуживает организация, располагаются в крупных торговых центрах высокого уровня обслуживания. Требования к сервису в пунктах общественного питания специально оговариваются в соглашениях об уровне сервиса и являются неотъемлемой частью каждого договора на оказание услуг по питанию.

Также организация обязана гарантировать на линии раздачи продукты питания (салаты, кондитерскую продукцию: торты, пирожные, сэндвичи и пр.) для приема пищи работниками бизнес-центров вне пункта общественного питания. В таких случаях должна использоваться одноразовая посуда (ложки, ножи, вилки, чашки либо комплекты; стаканы бумажные; тарелки картонные; контейнеры разных объемов и свойств (вакуумные, бутербродные, для десерта, упаковки для бутербродов, контейнеры с крышкой)).

Организация обслуживает объекты, в помещениях которых приготовление блюд не производится, а готовые обеды в пищевых контейнерах для транспортировки горячих и холодных продуктов (ланч-боксах) привозятся из других столовых организации; оказывает услуги по проведению банкетов в арендованных помещениях бизнес-центров, исполняя в том числе требования клиентов по праздничному украшению столов и обязательному наличию живых цветов в букетах.

Во исполнение договоров на организацию услуг по обеспечению питанием ООО обязано гарантировать наличие блюд на линии обслуживания в столовой. Чтобы сохранить внешний товарный свежий вид и вкусовые качества готовой продукции в течение длительного времени, организация обязана пользоваться упаковочными материалами, сохраняющими эти свойства.

Правомерно ли организация не включает в стоимость блюд указанные выше расходы на приобретение одноразовой посуды, контейнеров, ланч-боксов, салфеток и т.п., а учитывает их в полном объеме в составе материальных расходов в целях исчисления налога на прибыль?

Какими документами должно оформляться и подтверждаться списание стоимости одноразовой посуды на материальные расходы в целях исчисления налога на прибыль? Достаточно ли оформления справок на списание ТМЦ, в которых указываются следующие показатели: месяц списания, наименование и адрес столовой, наименования израсходованных за месяц ТМЦ, количество ТМЦ, Ф.И.О. и подпись материально ответственного лица?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 11 января 2013 г. N 03-03-06/1/6

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета расходов для целей налогообложения прибыли организаций и сообщает следующее.

В соответствии с "п. 1 ст. 252" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях налогообложения прибыли организации налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в "ст. 270" Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных "ст. 265" Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

На основании "пп. 1 п. 1 ст. 254" Кодекса к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг).

"Подпунктом 2 п. 1 ст. 254" Кодекса предусмотрено, что к материальным расходам также относятся затраты налогоплательщика на приобретение материалов, используемых для упаковки и иной подготовки произведенных и (или) реализуемых товаров (включая предпродажную подготовку).

Порядок определения суммы расходов на производство и реализацию установлен "ст. 318" Кодекса.

Согласно "п. 1 ст. 318" Кодекса для целей гл. 25 Кодекса расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные.

К прямым расходам могут быть отнесены, в частности, материальные затраты, определяемые в соответствии с "пп. 1" и "4 п. 1 ст. 254" Кодекса.

К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со "ст. 265" Кодекса, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

В соответствии с "п. 2 ст. 318" Кодекса прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со "ст. 319" Кодекса.

Таким образом, в случае если расходы на приобретение упаковочных материалов для пищевых продуктов, одноразовой посуды и салфеток в соответствии с учетной политикой налогоплательщика являются прямыми расходами и учитываются для целей налогообложения прибыли организации в составе материальных расходов, то при реализации продукции расходы на приобретение данных материалов должны быть учтены в стоимости продукции по мере ее реализации.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с Федеральным "законом" от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2013 г., каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. "Пунктом 2 ст. 9" Закона N 402-ФЗ установлен перечень обязательных реквизитов первичного учетного документа.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

11.01.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).