Письмо Минфина России от 11.01.2013 N 03-07-08/02

Для подтверждения права применения нулевой ставки НДС налогоплательщик, осуществляющий международную перевозку товаров, может вместе с налоговой декларацией представить в инспекцию, в частности, копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов, подтверждающих вывоз товаров за рубеж (ввоз в РФ). Дополнительные сведения налоговый орган вправе истребовать только при проведении камеральной проверки и только в случаях, предусмотренных ст. 88 НК РФ.

Вопрос: ООО, зарегистрированное в РФ, осуществляет международные перевозки грузов автомобильным транспортом по направлениям Европа - Россия, Россия - Европа.

Согласно "пп. 2.1 п. 1 ст. 164" НК РФ налогообложение НДС производится по ставке 0% при реализации услуг по международной перевозке товаров.

В целях данной статьи под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории РФ.

Согласно "ст. 165" НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% представляются копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ.

Согласно "ст. 5" Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов накладная составляется в трех оригиналах, подписанных отправителем и перевозчиком, причем эти подписи могут быть отпечатаны типографским способом или заменены штемпелями отправителя и перевозчика, если это допускается законодательством страны, в которой составлена накладная. Первый экземпляр накладной передается отправителю, второй сопровождает груз, а третий остается у перевозчика.

Согласно "п. 9" Решения Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 330 "О порядке подтверждения таможенным органом, расположенным в месте убытия, фактического вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза" разрешение на убытие товаров с таможенной территории Таможенного союза оформляется путем проставления на лицевой стороне таможенной декларации, а также в двух экземплярах транспортных (перевозочных) документов соответствующих отметок, предусмотренных законодательством государств - членов Таможенного союза. При этом один экземпляр транспортных (перевозочных) документов остается в таможенном органе, выдавшем разрешение на убытие товаров, другой экземпляр возвращается перевозчику. Проставленные отметки и произведенные записи заверяются личной номерной печатью и подписью должностного лица таможенного органа места убытия.

Таким образом, из трех экземпляров транспортных накладных, оформленных при погрузке груза, одну забирает отправитель, одну - таможенный орган, осуществляющий выпуск товара с территории Таможенного союза, одна сопровождает груз до места разгрузки и передается грузополучателю.

Правомерно ли требование налоговых органов о представлении копии и наличии оригинала "транспортной накладной" у перевозчика для целей подтверждения права применения ставки НДС 0%?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 11 января 2013 г. N 03-07-08/02

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письма по вопросам документального подтверждения правомерности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении услуг по международной перевозке товаров, оказываемых российскими организациями, и сообщает.

Согласно "пп. 2.1 п. 1 ст. 164" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении услуг по международной перевозке товаров, при которой пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации. Правомерность применения указанной ставки налога подтверждается документами, предусмотренными "п. 3.1 ст. 165" Кодекса, в том числе копиями транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы Российской Федерации (ввоз товаров в Российскую Федерацию), которые на основании "п. 10 данной статьи" Кодекса представляются в налоговые органы одновременно с налоговой декларацией.

Что касается истребования налоговыми органами документов при проведении камеральной проверки деклараций, в том числе по налогу на добавленную стоимость, то в соответствии с положениями "ст. 88" Кодекса такая проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, представляемых налогоплательщиками, в том числе документов, которые согласно нормам "Кодекса" должны прилагаться к налоговым декларациям, а также других документов о деятельности налогоплательщиков, имеющихся у налоговых органов. При этом "п. 7 ст. 88" Кодекса предусмотрено, что при проведении камеральной проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено данной статьей Кодекса или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено Кодексом.

Таким образом, налоговый орган при проведении камеральной проверки вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения только в случаях, предусмотренных "ст. 88" Кодекса.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с "Письмом" Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

11.01.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).