Письмо Минфина России от 11.01.2013 N 03-03-06/1/5

В целях исчисления налога на прибыль доходы, относящиеся к нескольким налоговым периодам ввиду длительного производственного цикла, налогоплательщик распределяет между периодами, в течение которых исполняется договор, равномерно или пропорционально доле расходов за налоговый период в общей сумме затрат. Указанное правило применяется, если договором не предусмотрена поэтапная сдача работ.

Вопрос: Организация (ОАО) осуществляет деятельность в целях выполнения государственного оборонного заказа по ремонту и техническому обслуживанию вооружения и военной техники.

Государственный контракт может предусматривать ремонт от одного до нескольких единиц техники разной модификации с разными сроками поставки организации, длительностью производственного цикла от 6 до 9 месяцев на изделие. Сроки начала и окончания работ по объекту могут приходиться на разные налоговые периоды. Например, поступление техники организации - июль, начало работ - ноябрь 2011 г., сдача заказчику - май 2012 г.

По завершении работ заказчиком и исполнителем (ОАО) подписывается акт выполненных работ. В контракте предусмотрена пообъектная сдача техники.

Учетной политикой организации предусмотрено, что фактические сроки подписания актов в рамках одного контракта заказчиком являются этапами сдачи работ. Согласно учетной политике организации доходы по работам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом, если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ, распределяются в соответствии с принципом равномерности.

В соответствии с разъяснениями, данными ранее в Письмах Минфина России от 21.09.2011 "N 03-03-06/1/581", от 13.10.2006 "N 03-03-04/4/160", под производством с длительным технологическим циклом в целях исчисления налога на прибыль понимается производство, когда сроки начала и окончания выполнения работ по договору приходятся на разные налоговые периоды, независимо от количества дней осуществления работ.

Правомерна ли позиция организации, что при наличии в контракте одного изделия, по которому сроки начала и окончания работ по договору приходятся на разные налоговые периоды, цена договора на их реализацию распределяется между налоговыми периодами равномерно на момент окончания налогового периода и на дату подписания акта выполненных работ заказчиком?

Учитываются ли в целях исчисления налога на прибыль прямые расходы на НЗП на момент окончания налогового периода?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 11 января 2013 г. N 03-03-06/1/5

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу признания для целей налогообложения прибыли организаций доходов от реализации работ по производству с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом при применении налогоплательщиком метода начисления и сообщается следующее.

Порядок признания доходов при методе начисления установлен в "ст. 271" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В соответствии с "п. 1 указанной статьи" НК РФ при методе начисления доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.

"Пунктом 2 ст. 271" НК РФ определено, что по доходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, и в случае, если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

По производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом в случае, если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг), доход от реализации указанных работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с принципом формирования расходов по указанным работам (услугам).

Порядок налогового учета доходов от реализации установлен "ст. 316" НК РФ, согласно которой по производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом в случае, если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг), доход от реализации указанных работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания дохода на основании данных учета. При этом принципы и методы, в соответствии с которыми распределяется доход от реализации, должны быть утверждены налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.

Под производством с длительным технологическим циклом в целях исчисления налога на прибыль следует понимать производство, сроки начала и окончания которого приходятся на разные налоговые периоды, независимо от количества дней осуществления производства. Указанное распространяется только на случаи заключения договора, не предусматривающего поэтапную сдачу работ, услуг (вне зависимости от продолжительности этапов).

Таким образом, при выполнении работ (услуг) с длительным производственным циклом, не предусматривающим их поэтапной сдачи, цена договора на их реализацию распределяется налогоплательщиком между отчетными периодами, в течение которых выполняется договор, равномерно или пропорционально доле фактических расходов отчетного периода в общей сумме расходов.

При этом отнесение возникших расходов к расходам текущего отчетного (налогового) периода осуществляется налогоплательщиком в общеустановленном порядке, то есть при методе начисления - в соответствии со "ст. ст. 272", "318" НК РФ.

Согласно "п. 1 ст. 318" НК РФ расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные.

Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

К прямым расходам могут быть отнесены, в частности:

материальные затраты, определяемые в соответствии с "пп. 1" и "4 п. 1 ст. 254" НК РФ;

расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;

суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.

К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со "ст. 265" НК РФ, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

"Пунктом 2 ст. 318" НК РФ предусмотрено, что прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со "ст. 319" НК РФ.

В соответствии с "п. 1 ст. 319" НК РФ в случае, если отнести прямые расходы к конкретному производственному процессу по изготовлению данного вида продукции (работ, услуг) невозможно, налогоплательщик в своей учетной политике для целей налогообложения самостоятельно определяет механизм распределения указанных расходов с применением экономически обоснованных показателей.

При этом сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных "НК" РФ. В аналогичном порядке включаются в расходы текущего периода внереализационные расходы.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

11.01.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).