Письмо ФНС России от 10.01.2013 N ЕД-4-3/28@

Для расчета базы по НДФЛ при совершении операций с ценными бумагами, приобретенными до 1 января 1998 г., сумма расходов на их приобретение должна определяться с учетом деноминации.

Вопрос: О порядке определения налоговой базы по НДФЛ при совершении операций с ценными бумагами, приобретенными до 01.01.1998.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 10 января 2013 г. N ЕД-4-3/28@

В целях устранения неоднозначного толкования положений "п. 12 ст. 214.1" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в части порядка определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц при совершении операций с ценными бумагами, приобретенными до 1998 г., Федеральная налоговая служба сообщает следующее.

Особенности определения налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов, полученных в результате продажи ценных бумаг, установлены "ст. 214.1" Кодекса.

Согласно положениям "п. 12 указанной статьи" Кодекса финансовый результат по операциям с ценными бумагами определяется как доходы от таких операций за вычетом соответствующих расходов.

Расходами по операциям с ценными бумагами признаются документально подтвержденные и фактически осуществленные налогоплательщиком расходы, связанные с приобретением, реализацией, хранением и погашением ценных бумаг.

При этом необходимо учитывать, что в соответствии с "п. 1" Указа Президента Российской Федерации от 04.08.1997 N 822 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" с 01.01.1998 в течение всего 1998 г. проводилась деноминация рубля и обращающиеся рубли заменены на новые в отношении 1000 руб. в деньгах старого образца к 1 руб. в новых деньгах.

Согласно "п. 2" названного Указа Правительством Российской Федерации принято Постановление от 18.09.1997 N 1182 "О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен", "п. 6" которого установлено, что все выплаты и расчеты по денежным обязательствам, оформленным до 31.12.1997 включительно, осуществляются начиная с 01.01.1998 исходя из нового масштаба цен.

Кроме того, "п. 12" данного Постановления Правительства Российской Федерации предусмотрена обязанность организаций независимо от организационно-правовой формы и сфер деятельности пересчитать по состоянию на 01.01.1998 статьи бухгалтерских балансов исходя из нового масштаба цен.

На основании "п. 1" Постановления Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 217 "Об особенностях обращения ценных бумаг в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен", принятого во исполнение "Указа" Президента Российской Федерации от 04.08.1997 N 822 и в дополнение к "Постановлению" Правительства Российской Федерации от 18.09.1997 N 1182, номинальная стоимость акций и облигаций, эмитированных негосударственными эмитентами до 01.01.1998, а также акций и облигаций, выпуски которых зарегистрированы до 01.01.1998 и размещение продолжится или начнется после 01.01.1998, а также цена размещения ценных бумаг, установленная в твердой денежной сумме до 01.01.1998, подлежат пересчету с 01.01.1998 исходя из изменения нарицательной стоимости российских денежных знаков и нового масштаба цен.

В этой связи в случае приобретения ценных бумаг до 01.01.1998 сумма произведенных налогоплательщиком расходов на их приобретение должна учитываться при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц с учетом деноминации.

Доведите данное разъяснение, согласованное с Минфином России, до нижестоящих налоговых органов.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

3 класса

Д.В.ЕГОРОВ

10.01.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).