Письмо Минфина России от 31.10.2013 N 03-03-06/4/46457

Вознаграждение, выплачиваемое руководителю государственного унитарного предприятия за счет прибыли, оставшейся после налогообложения, не уменьшает базу по налогу на прибыль. Вознаграждение, выплачиваемое на основании трудового договора, а не за счет чистой прибыли, включается в состав расходов для целей налогообложения прибыли.

Вопрос: ФГУП по итогам финансово-хозяйственной деятельности начисляет и выплачивает руководителю вознаграждение за счет прибыли, остающейся в распоряжении ФГУП, за вычетом средств, направленных на потребление.

Данные расчеты и выплаты ФГУП производит на основании трудового договора, "Постановления" Правительства РФ от 21.03.1994 N 210 и согласовывает с уполномоченным органом, имеющим право заключать трудовой договор с руководителем ФГУП.

Вправе ли ФГУП учесть данные расходы в целях исчисления налога на прибыль в момент их начисления?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 31 октября 2013 г. N 03-03-06/4/46457

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета в целях налогообложения прибыли выплат в виде вознаграждения руководителям государственных унитарных предприятий и сообщает следующее.

В соответствии со "ст. 255" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

"Пунктом 2 ст. 255" Кодекса к расходам на оплату труда отнесены начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели.

При этом "п. 21 ст. 270" Кодекса установлено, что в целях налогообложения прибыли не учитываются расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам, помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов).

Особый порядок вознаграждения руководителей государственного предприятия установлен "Положением" об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.1994 N 210 (далее - Положение).

Согласно "п. 4" указанного Положения вознаграждение за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия выплачивается за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, за вычетом средств, направленных на потребление.

Так, если начисление сумм вознаграждения руководителю ФГУП осуществляется за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации после налогообложения, то следует учитывать нормы "п. 1 ст. 270" Кодекса, согласно которому при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы, в частности, в виде сумм прибыли после налогообложения.

В этой связи если вознаграждение руководителю ФГУП выплачивается за счет прибыли, оставшейся после налогообложения, то подобные выплаты не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.

В случае если начисление вознаграждения руководителю ФГУП производится на основании трудового договора, а показатель чистой прибыли (по данным бухгалтерского учета) применяется только для определения размера вознаграждения и не является источником таких выплат, то подобные расходы учитываются в целях налогообложения прибыли в составе расходов на оплату труда.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Н.А.КОМОВА

31.10.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).