Письмо Минфина России от 30.10.2013 N 03-11-06/2/46216

При определении базы по налогу на прибыль садовое некоммерческое товарищество учитывает платежи своих членов за электроэнергию в качестве доходов. При перечислении указанных сумм энергоснабжающим организациям их следует отражать в составе расходов. Если такое товарищество применяет УСН и его деятельность носит посреднический характер, то его доходом признается только комиссионное (агентское или иное аналогичное) вознаграждение.

Вопрос: В "Письме" от 13.08.2012 N 03-11-11/237 Минфин России, ссылаясь на "ст. 346.15" НК РФ, указал, что собранные платежи членов СНТ за электроэнергию признаются доходами СНТ, подлежащими налогообложению.

СНТ организует сбор платежей за электроэнергию с членов СНТ и перечисляет их ресурсоснабжающей организации, в связи с чем СНТ считает, что у него не возникает дохода, облагаемого налогом на прибыль или налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН.

Правомерна ли позиция СНТ?

Если в сумму доходов СНТ включаются поступившие денежные средства от его членов в оплату электроэнергии, то доходы СНТ составят более чем 30% от суммы собранных членских взносов. Утратит ли СНТ право на применение пониженных тарифов по страховым взносам в данном случае?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 30 октября 2013 г. N 03-11-06/2/46216

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письма и по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах сообщает следующее.

Согласно "п. 1 ст. 346.11" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Кодекса.

При этом налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном гл. 26.2 Кодекса ("п. 1 ст. 346.12" Кодекса).

"Главой 26.2" Кодекса предусмотрен единый порядок применения вышеназванного специального налогового режима как коммерческими, так и некоммерческими организациями.

В том случае если налогоплательщик принял решение перейти на применение упрощенной системы налогообложения, то на основании "ст. 346.15" Кодекса в составе доходов им учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со "ст. ст. 249" и "250 гл. 25" "Налог на прибыль организаций" Кодекса. Доходы, предусмотренные "ст. 251" Кодекса, в составе доходов не учитываются.

Что касается платежей, поступающих садоводческому некоммерческому товариществу, то в соответствии со "ст. 249" Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Таким образом, суммы платежей членов садового некоммерческого товарищества за электроэнергию, поступающие на счет организации, являются выручкой от реализации работ (услуг) и, соответственно, должны учитываться в составе доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

В случае заключения садовым некоммерческим товариществом со своими членами агентских договоров на поставку электроэнергии следует иметь в виду, что согласно "пп. 9 п. 1 ст. 251" Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

В соответствии с "п. 1 ст. 1005" Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

"Статьей 1011" ГК РФ установлено, что если агент действует от своего имени, но за счет принципала, то к отношениям, вытекающим из агентского договора, применяются правила, предусмотренные "гл. 51" "Комиссия" ГК РФ, если эти правила не противоречат положениям "гл. 52" "Агентирование" ГК РФ или существу агентского договора.

Таким образом, предметом агентского договора являются любые взаимоотношения агента с третьими лицами в интересах принципала, в том числе выполнение функций комиссионера. При соблюдении вышеуказанных условий по сделке с третьими лицами у агента, применяющего упрощенную систему налогообложения, в составе доходов при определении объекта налогообложения учитывается только агентское вознаграждение.

В том случае если садовое некоммерческое товарищество уплачивает налоги по общему режиму, то согласно "ст. 247" Кодекса объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, прибылью в целях гл. 25 Кодекса признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с указанной главой Кодекса.

В соответствии с "п. 1 ст. 248" Кодекса к доходам в целях гл. 25 Кодекса относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.

С учетом положений "ст. 249" Кодекса суммы платежей членов садового товарищества за электроэнергию, поступающие на счета организаций, являются выручкой от реализации работ (услуг) и учитываются при определении налоговой базы по налогу прибыль организаций в составе доходов. При этом перечисление садовыми некоммерческими товариществами указанных платежей энергоснабжающим организациям может быть отражено в составе их расходов для целей налогообложения прибыли организаций.

Одновременно сообщаем, что письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, не являются нормативными правовыми актами, а имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствуют руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной Минфином России.

По вопросам уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации следует обращаться в Минтруд России.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Р.А.СААКЯН

30.10.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).