Письмо Минфина России от 28.10.2013 N 03-05-06-04/45552

Для целей исчисления транспортного налога тип или категория конкретного транспортного средства определяются на основании данных, представленных органами ГИБДД. Если совокупность регистрационных данных не позволяет однозначно это установить, следует руководствоваться п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Вопрос: Физлицо имеет в собственности автомобиль, который планирует поставить на учет. В ПТС указаны тип "легковой" и категория С, так как разрешенная максимальная масса автомобиля 3538 кг.

Какая ставка транспортного налога применяется в отношении данного автомобиля?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 28 октября 2013 г. N 03-05-06-04/45552

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу исчисления транспортного налога и сообщает следующее.

Согласно положениям "ст. 358" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом обложения транспортным налогом признаются в том числе автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с "Постановлением" Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее - Постановление N 938) исполнение государственной функции по регистрации автомототранспортных средств осуществляют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - ГИБДД МВД России).

Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила), положениями которых установлено, что регистрация в органах ГИБДД МВД России транспортных средств, принадлежащих юридическим и физическим лицам, производится на основании паспортов транспортных средств ("п. 8" Правил).

Согласно положениям "п. 7" Правил, "п. 4" Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001, конечным результатом исполнения государственной функции по регистрации транспортных средств является выдача на зарегистрированное транспортное средство свидетельства о его регистрации.

В свидетельстве о регистрации транспортного средства ("Приложение N 3" к Приказу МВД России от 24.11.2008 N 1001) отражаются данные в том числе о типе и категории транспортного средства.

В соответствии с "п. 28" Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 (далее - Положение о ПТС), в "строке" ПТС "4. Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)" указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, предусмотренной "Конвенцией" о дорожном движении, заключенной в Вене 08.11.1968.

При этом, поскольку категория транспортного средства, указанная в ПТС, должна соответствовать сведениям, указанным в одобрении типа транспортного средства, в "п. 28" Положения о ПТС указано, что в Приложении N 3 к Положению о ПТС предусмотрена Сравнительная "таблица" категорий транспортных средств (ТС) по классификации комитета по внутреннему транспорту европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и по классификации Конвенции о дорожном движении (далее - Сравнительная таблица), в соответствии с которой осуществляется перевод категорий транспортных средств, указанных в одобрении типа транспортного средства, в категории транспортных средств, указываемые в ПТС по классификации "Конвенции" о дорожном движении.

В категорию С согласно рассматриваемой Сравнительной "таблице" классифицируются следующие грузовые автомобили:

механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых более 3,5 т, но не превышает 12 т (отнесенные по классификации КВТ ЕЭК ООН к категории N 2);

механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых более 12 т (отнесенные по классификации КВТ ЕЭК ООН к категории N 3).

В соответствии с положениями "п. 1 ст. 361" Кодекса ставки транспортного налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от категории транспортных средств и мощности двигателя.

В то же время "ст. 361" Кодекса ставки транспортного налога установлены применительно не к категории, а к типу транспортного средства, а именно на автомобили легковые, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и грузовые автомобили.

В соответствии с положениями "ст. 362" Кодекса сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется как произведение соответствующей налоговой базы (мощности двигателя транспортного средства в лошадиных силах) и налоговой ставки. При этом сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представляемых в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (то есть подразделением ГИБДД МВД России), по формам, утвержденным "Приказом" ФНС России от 17.09.2007 N ММ-3-09/536@, в которых предусмотрены такие показатели, как тип транспортного средства и назначение (категория) транспортного средства.

Из данной "нормы" Кодекса однозначно следует, что налоговые органы не наделены правом самостоятельно определять тип и (или) категорию транспортного средства, в связи с чем при исчислении суммы транспортного налога, подлежащей уплате по конкретному транспортному средству, ставка этого налога должна применяться налоговыми органами исключительно на основании и в соответствии с данными о типе и категории автомобиля, представленными подразделением ГИБДД МВД России.

Поскольку в рассматриваемом случае совокупность регистрационных данных, имеющихся по транспортному средству, не позволяет однозначно определить конкретный тип этого транспортного средства в целях налогообложения транспортным налогом, следует руководствоваться "п. 7 ст. 3" Кодекса, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

В связи с наличием в ПТС противоречий в рассматриваемом случае налоговые органы вправе в целях уточнения категории и типа транспортного средства обратиться в компетентные органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств в соответствии с положениями "Постановления" N 938.

При получении уточненных сведений налоговый орган обязан внести необходимые изменения в базу данных, а также известить физическое лицо о выявленных (невыявленных) расхождениях и принятом решении.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А.В.САЗАНОВ

28.10.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).