Письмо Минфина России от 22.10.2013 N 03-05-05-02/44194

Если в отношении земельного участка из земель населенных пунктов с несколькими видами разрешенного использования величина налоговой базы и размер налоговой ставки определяются по виду, не связанному с жилищным строительством, то налог исчисляется без применения коэффициента 2.

Вопрос: Организация, осуществляющая комплексное строительство, является собственником земельного участка с более чем одним видом разрешенного использования: для жилищного строительства, размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, строительства гаражей и автостоянок.

В соответствии с Методическими "указаниями" по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39, в случае если земельный участок имеет более чем один вид разрешенного использования в составе жилой застройки, его кадастровая стоимость по результатам расчетов устанавливается равной кадастровой стоимости того вида разрешенного использования в составе жилой застройки, для которого указанное значение является наибольшим.

Наибольшее значение кадастровой стоимости в составе земельного участка имеет вид разрешенного использования "для размещения объектов торговли".

"Пунктом 15 ст. 396" НК РФ установлен повышающий коэффициент 2 в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального строительства.

Может ли организация применить повышающий коэффициент 2 при исчислении земельного налога, если налоговая база определяется в соответствии с видом разрешенного использования, не связанным с жилищным сторительством?

Если да, может ли организация исчислять земельный налог исходя из вида разрешенного использования "для жилищного строительства"?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 22 октября 2013 г. N 03-05-05-02/44194

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает, что "Положением" о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, не предусмотрено рассмотрение обращений организаций по практике применения нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации, по проведению экспертизы договоров и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Одновременно отмечаем, что согласно "п. 1 ст. 396" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено "п. п. 15" и "16 ст. 396" Кодекса.

На основании "п. 15 ст. 396" Кодекса в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, исчисление суммы земельного налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится налогоплательщиками-организациями с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

В соответствии со "ст. 394" Кодекса налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в пределах, установленных "п. 1 ст. 394" Кодекса.

Так, в частности, в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, размер налоговой ставки не может превышать 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка ("пп. 1 п. 1 ст. 394" Кодекса).

При этом в отношении земельных участков, не указанных в "пп. 1 п. 1 ст. 394" Кодекса, налоговая ставка устанавливается в размере, не превышающем 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка ("пп. 2 п. 1 ст. 394" Кодекса).

"Пунктом 1 ст. 390" Кодекса установлено, что налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со "ст. 389" Кодекса.

При этом "п. 2.7.1" Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39, определено, что в случае, если земельный участок имеет более чем один вид разрешенного использования в составе жилой застройки, его кадастровая стоимость по результатам расчетов устанавливается равной кадастровой стоимости того вида разрешенного использования в составе жилой застройки, для которого указанное значение является наибольшим.

Поэтому при исчислении земельного налога в отношении земельного участка из земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования применяется налоговая ставка, установленная в отношении того вида разрешенного использования земельного участка, которому соответствует установленная для данного земельного участка кадастровая стоимость.

Учитывая изложенное, полагаем, что если в отношении земельного участка из земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования величина налоговой базы и размер налоговой ставки определены в соответствии с видом разрешенного использования, не связанного с жилищным строительством, то исчисление земельного налога в отношении такого земельного участка должно осуществляться без применения коэффициента 2, установленного "п. 15 ст. 396" Кодекса.

Таким образом, в отношении такого земельного участка должна применяться налоговая ставка, установленная в соответствии с "пп. 2 п. 1 ст. 394" Кодекса, в размере, не превышающем 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А.В.САЗАНОВ

22.10.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).