Письмо Минфина России от 21.10.2013 N 03-08-13/43926

Финансовое ведомство считает целесообразным дополнить Типовое соглашение между РФ и иностранными государствами об избежании двойного налогообложения термином "бенефициарный владелец" после того, как этот термин или термин "конечный выгодоприобретатель" будет внесен в Налоговый кодекс РФ.

Вопрос: О применении свидетельства о статусе налогового резидента Великобритании; о налогообложении налогом на прибыль доходов иностранной организации в виде сверхпредельных процентов за пользование заемными средствами, выплачиваемых организацией, применяющей УСН, и представлении последней налогового "расчета" в случае аффилированности между заемщиком и кредитором.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 25 октября 2013 г. N ОА-4-13/19222@

Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России) рассмотрела обращение о применении норм законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в отношении налогообложения дохода, выплачиваемого российской организацией в адрес иностранной организации, и сообщает следующее.

По первому вопросу.

В отношении применения свидетельства о статусе резидента Соединенного Королевства Великобритании для целей применения "Конвенции" между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (далее - Великобритания) об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества от 15.02.1994 (далее - Конвенция), ФНС России сообщает следующее.

В соответствии со "ст. 3" Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (Россия присоединилась к Гаагской конвенции с 31 мая 1992 г.), единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и в надлежащем случае подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ совершен.

Таким образом, проставление апостиля на официальном документе является достаточным условием, подтверждающим подлинность подписи и качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, для целей применения "Конвенции". Учитывая вышеизложенное, если свидетельство, подтверждающее статус налогового резидента Великобритании, соответствующим образом апостилировано, оно может использоваться для целей применения "Конвенции".

По второму вопросу.

Организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения, используя показатель "доходы, уменьшенные на величину расходов", расходы в виде процентов за пользование заемными средствами в соответствии с положениями "ст. 346.16" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в "п. 1 ст. 252" НК РФ, и в порядке, предусмотренном "ст. 269" НК РФ.

"Пунктами 2" - "4 ст. 269" НК РФ предусмотрен особый порядок учета процентов в составе расходов для целей налогообложения прибыли при наличии контролируемой задолженности перед иностранной организацией, размер которой более чем в 3 раза превышает разницу между суммой активов и величиной обязательств налогоплательщика (заемщика), а также порядок отнесения сверхпредельных процентов к дивидендам.

При этом в случае, когда участником как иностранного заимодавца, так и российского заемщика является одно и то же физическое лицо, отношения между хозяйствующими субъектами в налоговых целях следует рассматривать с учетом "ст. 269" НК РФ.

Из положений "ст. 269" НК РФ и "ст. 10" "Дивиденды" Конвенции следует, что в случае наличия аффилированности между заемщиком и кредитором расходы в виде процентов подлежат нормированию, а доход иностранного лица в виде сверхпредельных процентов приравнивается для целей налогообложения к дивидендам.

При этом обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет Российской Федерации налога на прибыль с доходов иностранной организации, полученных от источников в Российской Федерации (в том числе дивидендов), на основании положений "ст. ст. 24", "309" и "310" НК РФ возлагается на налогового агента - организацию, выплачивающую такие доходы.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных положениями "п. 5 ст. 346.11" НК РФ.

По третьему вопросу.

Налоговые агенты в соответствии с положениями "ст. ст. 24", "289", "310" НК РФ обязаны в установленные сроки представлять в налоговый орган по месту своего учета расчет (информацию) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период.

Как было отмечено ранее, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных положениями "НК" РФ.

"Форма" налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов (далее - Налоговый расчет) утверждена Приказом МНС России от 14.04.2004 N САЭ-3-23/286@.

"Инструкцией" по заполнению формы Налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, утвержденной Приказом МНС России от 03.06.2002 N БГ-3-23/275 (в ред. Приказов МНС России от 19.12.2003 N БГ-3-23/701@, 14.04.2009 N САЭ-3-23/287@), предусмотрено, что указанный налоговый расчет составляется в отношении любых выплат доходов от источников в Российской Федерации в пользу иностранной организации.

В случае когда международным договором Российской Федерации установлен льготный режим налогообложения или в соответствии с положениями соглашений об избежании двойного налогообложения какой-либо вид доходов в целях устранения двойного налогообложения не подлежит налогообложению в Российской Федерации, в графе 8 "разд. 1" Налогового расчета (при условии соблюдения иностранной организацией процедур, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в целях применения международных договоров) проставляется соответственно льготная ставка или прочерк. "Раздел 2" заполняется по аналогии с заполнением "разд. 1".

Таким образом, при применении положений международных договоров Российской Федерации налоговый агент не освобождается от обязанности представления в налоговые органы по окончании отчетного (налогового) периода Налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

А.Л.ОВЕРЧУК

25.10.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).