Письмо Минфина России от 17.10.2013 N 03-01-18/43383

Суммы штрафов и пеней за нарушение договорных обязательств (включая суммы возмещения расходов на устранение недостатков товара в случае передачи товара ненадлежащего качества) не учитываются при определении суммового критерия в целях признания сделок контролируемыми. Такие суммы учитываются, если установление штрафов, пеней и иных санкций связано с искусственным созданием условий, при которых сделки не отвечают признакам контролируемых. В этом случае сделка признается контролируемой судом по заявлению ФНС РФ.

Вопрос: У ОАО заключены договоры с взаимозависимыми лицами на изготовление атомного и нефтехимического оборудования с длительным производственным циклом - более 2 - 3 лет.

Поэтапная сдача работ договорами не предусмотрена. Выручка признается исходя из процента готовности в течение всего времени изготовления в соответствии с утвержденной ОАО методикой.

В 2012 г. общая сумма доходов у ОАО и взаимозависимого контрагента (с учетом выручки по указанным договорам) составила более 3 млрд руб., без учета такой выручки - менее 3 млрд руб. ОАО уведомит налоговые органы о наличии контролируемых сделок. Однако у взаимозависимого лица нет сведений о сумме выручки, признанной ОАО по проценту готовности. Контрагент признает расходы после перехода права собственности, и у него сумма для целей признания сделок контролируемыми в 2012 г. будет менее 3 млрд руб.

В последующие годы после реализации в адрес взаимозависимого лица изготовленного оборудования может возникнуть ситуация, когда у контрагента будут контролируемые сделки, а у ОАО нет, и наоборот (так как на момент реализации вся выручка уже признана в предыдущих периодах).

Как рассчитывать сумму доходов в целях признания сделок контролируемыми согласно "пп. 1 п. 2 ст. 105.14" НК РФ? Следует ли взаимозависимому лицу направлять уведомление в налоговый орган о контролируемых сделках?

Правомерно ли при определении суммы доходов в целях признания сделок контролируемыми учитывать только сумму агентского вознаграждения по агентским договорам:

- на реализацию, в которых агентом является взаимозависимое лицо, а конечный покупатель - независимая компания;

- на закупку, в которых агентом является взаимозависимое лицо, а продавец - независимая компания?

Следует ли учитывать при определении суммы доходов по сделкам с взаимозависимым лицом компенсации по возмещению ОАО дополнительных расходов, возникающих в результате устранения брака в полуфабрикате, поставленном взаимозависимым лицом по договору купли-продажи?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 17 октября 2013 г. N 03-01-18/43383

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение ОАО по вопросу применения "ст. 105.14" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает.

"Статьей 105.16" Кодекса налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в "ст. 105.14" Кодекса.

В соответствии со "ст. 105.14" Кодекса контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей).

Так, сделки, предусмотренные "пп. 2" и "3 п. 1", "пп. 1" - "5 п. 2 ст. 105.14" Кодекса, признаются контролируемыми в случае, если сумма доходов по таким сделкам в календарном году превышает значение соответствующего суммового критерия.

Согласно "п. 9 ст. 105.14" Кодекса для целей указанной статьи сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных "гл. 25" Кодекса.

При определении суммы доходов по сделкам за календарный год для целей "ст. 105.14" Кодекса, по мнению Департамента, суммируются доходы по сделкам, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с порядком, установленным "гл. 25" Кодекса.

Следует отметить, что суммировать следует доходы по сделкам за календарный год, полученные сторонами по этим сделкам. При этом если у налогоплательщика отсутствует информация о сумме дохода другого участника сделки, то для целей определения суммы доходов по сделкам за календарный год может быть использована расчетная величина суммы дохода этого участника сделки, определяемая с учетом порядка, установленного "гл. 25" Кодекса, с применением метода начисления.

При определении суммового критерия в целях признания сделок контролируемыми необходимо также учитывать следующее.

Суммы штрафов, пеней и иных санкций за нарушение договорных обязательств (включая суммы возмещения расходов на устранение недостатков товара в случае передачи товара ненадлежащего качества), по мнению Департамента, не учитываются при определении суммового критерия в целях признания сделок контролируемыми, если их установление не связано с искусственным созданием налогоплательщиками условий, при которых сделки не отвечают признакам контролируемых. Иначе в отношении указанных сделок возможно их признание контролируемыми на основании положений "п. 10 ст. 105.14" Кодекса.

Кроме того, обращаем внимание, что согласно "п. 13 ст. 105.3" Кодекса правила, предусмотренные разд. V.1, распространяются на сделки, осуществление которых влечет необходимость учета хотя бы одной стороной таких сделок доходов, расходов и (или) стоимости добытых полезных ископаемых, что приводит к увеличению и (или) уменьшению налоговой базы по налогам, предусмотренным "п. 4 указанной статьи".

Таким образом, налогоплательщик обязан уведомить налоговый орган о совершенных им в календарном году контролируемых сделках, осуществление которых влечет необходимость учета хотя бы одной стороной таких сделок доходов, расходов и (или) стоимости добытых полезных ископаемых, что приводит к увеличению и (или) уменьшению налоговой базы по налогам, предусмотренным "п. 4 ст. 105.3" Кодекса.

Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН

17.10.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).