Письмо Минфина России от 14.10.2013 N 03-06-06-01/42704

При проведении камеральной проверки декларации по НДПИ налоговые органы могут истребовать годовые формы федерального государственного статистического наблюдения N 5-гр "Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых", N 70-тп "Сведения об извлечении полезных ископаемых при добыче", N 11-ШРП "Сведения о потерях угля (сланца) в недрах" и N 2-ТП "Сведения об использовании воды".

Вопрос: При проведении камеральных проверок налоговых деклараций по НДПИ и водному налогу налоговый орган требует представить документы статистической отчетности в связи с использованием соответствующих природных ресурсов (отчеты по "формам N 5-гр" "Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых", "N 70-тп" "Сведения об извлечении полезных ископаемых при добыче", "N 11-ШРП" "Сведения о потерях угля (сланца) в недрах (подземные и открытые работы)", "N 2-ТП" "Сведения об использовании воды").

При истребовании указанных документов налоговый орган ссылается на "п. п. 3", "9 ст. 88" НК РФ.

Согласно "п. 9 ст. 88" НК РФ налоговый орган вправе запрашивать ограниченный круг документов, а именно документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов. Формы статистической отчетности не являются такими документами.

По мнению организации, у налогоплательщика отсутствует обязанность их повторного представления налоговому органу, так как формы статистической отчетности представляются в органы статистики в соответствии с российском законодательством.

Правомерно ли истребование налоговым органом на основании "п. п. 3", "9 ст. 88" НК РФ документов статистической отчетности, представленных организацией в органы статистики?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 14 октября 2013 г. N 03-06-06-01/42704

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения положений Налогового "кодекса" Российской Федерации (далее - Кодекс) в части истребования налоговыми органами документов статистической отчетности в целях проведения камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по налогу на добычу полезных ископаемых и сообщает следующее.

"Подпунктом 1 п. 1 ст. 31" Кодекса предусмотрено, что налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

"Подпунктом 6 п. 1 ст. 23" Кодекса предусмотрена обязанность налогоплательщиков представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случае и порядке, предусмотренных Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

При этом "п. 9 ст. 88" Кодекса установлено, что при проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе, помимо документов, указанных в "п. 1 ст. 88" Кодекса (налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа), истребовать у налогоплательщика иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов в порядке, установленном "ст. 93" Кодекса.

В соответствии с "Постановлением" Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 "Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения" решение о согласовании нормативов потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных) в целях применения ставки налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) в размере 0 процентов в соответствии с "п. 1 ст. 342" Кодекса Федеральная служба по надзору в сфере природопользования или ее территориальный орган принимают на основании заявления недропользователя, к которому прилагаются в том числе и копии годовых форм федерального государственного статистического наблюдения "N 5-гр" "Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых", "N 70-тп" "Сведения об извлечении полезных ископаемых при добыче", "N 11-ШРП" "Сведения о потерях угля (сланца) в недрах" и "N 2-ТП" "Сведения об использовании воды" за предыдущий период, отражающие информацию об утверждении балансовых запасов и их движении в результате добычи и потерь при добыче полезных ископаемых, данные о нормативах и фактических потерях при добыче полезных ископаемых, а также данные о допустимом объеме забора воды из водного объекта и потерях воды при транспортировке.

Учитывая, что указанные "формы" статистической отчетности отражают данные, непосредственно связанные с добычей организацией-недропользователем полезных ископаемых, и могут быть использованы в целях подтверждения правильности исчисления НДПИ, полагаем, что истребование таких документов налоговыми органами при проведении налоговых проверок, в том числе камеральных, не противоречит нормам законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А.В.САЗАНОВ

14.10.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).