Письмо Минфина России от 14.10.2013 N 03-11-11/42627

Средства собственников помещений в многоквартирных домах, поступающие на счет ТСЖ, управляющих организаций, ЖСК и иных специализированных потребительских кооперативов, могут быть направлены на финансирование проведения ремонта общего имущества таких домов. В этом случае средства собственников не учитываются при определении базы по налогу, уплачиваемому в рамках УСН.

Вопрос: ТСЖ, применяющее УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", в качестве агента принимает от населения платежи за коммунальные услуги, поставщиком и продавцом которых является ресурсоснабжающая организация. ТСЖ получает доход только от сдачи помещения в аренду.

Являются ли доходом платежи, поступившие от населения за коммунальные услуги, для целей исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением УСН?

Налоговый орган требует, чтобы ТСЖ учитывало в доходах все средства, полученные от населения, и уплачивало налог по ставке 15% или 1% (минимальный налог). Правомерно ли это?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 14 октября 2013 г. N 03-11-11/42627

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение о применении упрощенной системы налогообложения, поступившее по электронным средствам связи, и исходя из содержащейся в обращении информации сообщает следующее.

Согласно "ст. 135" Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в "п. 2 ст. 136" ЖК РФ, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с ЖК РФ помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.

При этом средства товарищества собственников жилья состоят, в частности, из обязательных платежей, вступительных и иных взносов членов товарищества ("ст. 151" ЖК РФ).

В соответствии с "п. 1 ст. 346.15" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при применении организацией упрощенной системы налогообложения в составе доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со "ст. ст. 249" и "250" Кодекса. Доходы, предусмотренные "ст. 251" Кодекса, в составе доходов не учитываются.

Согласно "пп. 9 п. 1 ст. 251" Кодекса в составе доходов не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

Исходя из "пп. 1 п. 2 ст. 251" Кодекса к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, отчисления на формирование в установленном "ст. 324" Кодекса порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.

На основании "пп. 14 п. 1 ст. 251" Кодекса к средствам целевого финансирования относится имущество в виде средств собственников помещений в многоквартирных домах, поступающих на счета осуществляющих управление многоквартирными домами товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций на финансирование проведения ремонта, капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

В связи с этим средства собственников помещений в многоквартирных домах, указанные в "пп. 14 п. 1 ст. 251" Кодекса, не учитываются при определении налоговой базы.

В случае если сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога, то в соответствии со "ст. 346.18" Кодекса налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, уплачивает минимальный налог в размере 1 процента налоговой базы, которой являются доходы, определяемые согласно "ст. 346.15" Кодекса.

Следует отметить, что согласно "Положению" о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, и "Регламенту" Минфина России, утвержденному Приказом Минфина России от 15.06.2012 N 82н, в Минфине России рассматриваются индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций по вопросам, находящимся в сфере ведения Минфина России.

При этом в соответствии с "Положением" и "Регламентом" обращения граждан и организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Департаменте не рассматриваются.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Р.А.СААКЯН

14.10.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).