Письмо Минфина России от 14.10.2013 N 03-03-06/1/42746

Если объекты амортизируемого имущества, права на которые подлежат госрегистрации, введены в эксплуатацию до 1 декабря 2012 г., то начисление амортизации по таким объектам начинается с 1-го числа следующего месяца после подачи документов на регистрацию указанных прав. Если указанные объекты введены в эксплуатацию в декабре 2012 г., то они подлежат амортизации с 1 января 2013 г.

Вопрос: О начислении в целях налога на прибыль амортизации по недвижимому имуществу, введенному в эксплуатацию до 1 января 2013 г., по которому не поданы документы на государственную регистрацию прав.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 14 октября 2013 г. N 03-03-06/1/42746

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу совершенствования порядка начисления амортизации по объектам недвижимости и сообщает следующее.

При определении порядка начисления амортизации по объектам основных средств, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, до 1 января 2013 г. необходимо учитывать следующее.

В соответствии с "п. 11 ст. 258" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г., основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, включались в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.

В отношении возможности начисления амортизации по объектам основных средств до момента включения их в состав соответствующей амортизационной группы отмечаем, что "гл. 25" НК РФ предусмотрены линейный и нелинейный методы начисления амортизации.

При применении нелинейного метода амортизации ("ст. 259.2" НК РФ) амортизация начисляется в целом по соответствующей амортизационной группе объектов амортизируемого имущества, в связи с чем начисление амортизации без включения основного средства в амортизационную группу при применении данного метода не представляется возможным.

Вышеуказанная норма "ст. 258" НК РФ устанавливала порядок включения основных средств в соответствующую амортизационную группу как при применении линейного метода, так и при применении нелинейного метода амортизации.

В связи с этим для целей начисления амортизации в налоговом учете налогоплательщик, независимо от применяемого метода начисления амортизации, обязан включить объект амортизируемого имущества в состав соответствующей амортизационной группы в порядке, установленном "ст. 258" НК РФ.

Также отмечаем, что амортизация таких объектов в налоговом учете без включения их в соответствующие амортизационные группы противоречит положениям "ст. 322" НК РФ, так как не позволяет налогоплательщику перейти с линейного на нелинейный метод начисления амортизации.

Учитывая изложенное, по мнению Департамента, налогоплательщик не вправе начислять амортизацию по объектам основных средств до момента включения их в состав соответствующей амортизационной группы в порядке, установленном "НК" РФ, в том числе по объектам основных средств, права на которые подлежат государственной регистрации, введенным в эксплуатацию до 1 января 2013 г. и по которым не поданы документы на государственную регистрацию прав.

Федеральным "законом" от 29.11.2012 N 206-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в "ст. ст. 258" и "259" НК РФ, которые исключили условие о подаче документов на государственную регистрацию прав для начала амортизации объектов основных средств, права на которые подлежат государственной регистрации. Указанная "норма" вступила в силу с 1 января 2013 г. и распространяется на правоотношения, возникшие с указанной даты.

При этом указанный Федеральный "закон" не предусматривает переходных положений применительно к объектам основных средств, введенным в эксплуатацию до 1 января 2013 г. и по которым не поданы документы на государственную регистрацию прав.

Порядок начисления амортизации по указанным объектам, введенным в эксплуатацию до 1 января 2013 г., определен "ст. 3.1" Федерального закона от 29.11.2012 N 206-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившей в силу с 23 августа 2013 г.

Указанной "статьей" установлено, что начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации и которые введены в эксплуатацию до 1 декабря 2012 г., начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи документов на регистрацию указанных прав. Налогоплательщики, начавшие с 1 января 2013 г. начислять амортизацию по таким объектам амортизируемого имущества при отсутствии документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав, освобождаются от уплаты пеней и штрафов за неуплату (неполную уплату) налога на прибыль организаций в связи с применением иного порядка начисления амортизации по этим объектам амортизируемого имущества.

При этом объекты амортизируемого имущества, которые введены в эксплуатацию в декабре 2012 г., подлежат амортизации с 1 января 2013 г. в порядке, установленном "ст. ст. 256" - "259.3" НК РФ, поскольку дата начала амортизации таких объектов приходится на 2013 г.

По мнению Департамента, порядок амортизации объектов основных средств, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, урегулирован законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в связи с чем внесение изменений в "НК" РФ по указанному вопросу не требуется.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН

14.10.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).