Письмо Минфина России от 07.10.2013 N 03-05-06-03/41476

За нотариальное удостоверение соглашения о разделе наследственного имущества должен взиматься нотариальный тариф в размерах, определенных подп. 4 п. 1 ст. 22.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, как за удостоверение прочих договоров, предмет которых подлежит оценке.

Вопрос: О размере нотариального тарифа за удостоверение нотариусом соглашения о разделе наследственного имущества.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 7 октября 2013 г. N 03-05-06-03/41476

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу исчисления нотариусом размера нотариального тарифа за удостоверение соглашения о разделе наследственного имущества и сообщает.

Согласно "Положению" о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Минфин России не осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере нотариата. В связи с этим толкование норм, касающихся оплаты нотариальных действий и других услуг, оказываемых нотариусами, не входит в компетенцию Минфина России.

При этом сообщаем, что согласно "ст. 22" Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1 (далее - Основы о нотариате) за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, взимает государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе, и с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

За совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор и (или) должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и (или) законодательными актами субъектов Российской Федерации на совершение нотариальных действий, уплачивается государственная пошлина в размерах, установленных "ст. 333.24" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В соответствии с "п. 1 ст. 1165" Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) наследственное имущество, которое находится в общей долевой собственности двух или нескольких наследников, может быть разделено по соглашению между ними. К соглашению о разделе наследства применяются правила "ГК" РФ о форме сделок и форме договоров.

"Пунктом 2 ст. 1165" ГК РФ установлено, что соглашение о разделе наследства, в состав которого входит недвижимое имущество, в том числе соглашение о выделении из наследства доли одного или нескольких наследников, может быть заключено наследниками после выдачи им свидетельства о праве на наследство.

Государственная регистрация прав наследников на недвижимое имущество, в отношении которого заключено соглашение о разделе наследства, осуществляется на основании соглашения о разделе наследства и ранее выданного свидетельства о праве на наследство, а в случае, когда государственная регистрация прав наследников на недвижимое имущество была осуществлена до заключения ими соглашения о разделе наследства, на основании соглашения о разделе наследства.

Учитывая изложенное, действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает обязательной нотариальной формы удостоверения соглашения о разделе наследственного имущества.

В связи с этим, по мнению Департамента, за нотариальное удостоверение соглашения о разделе наследственного имущества должен взиматься нотариальный тариф в размерах, определенных "пп. 4 п. 1 ст. 22.1" Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, как за удостоверение прочих договоров, предмет которых подлежит оценке.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А.В.САЗАНОВ

07.10.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).