Письмо Минфина России от 07.10.2013 N 03-02-07/1/41439

Налоговое законодательство не предусматривает направления налоговых уведомлений физлицам, а также уплаты ими налогов, сборов, пеней и штрафов через Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах.

Вопрос: Об использовании ГИС ГМП налоговыми органами для информирования физлиц (налогоплательщиков) о начисленных им налогах к уплате и имеющейся задолженности.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 7 октября 2013 г. N 03-02-07/1/41439

В Министерстве финансов Российской Федерации рассмотрено письмо по вопросу об урегулировании порядка получения гражданами от налоговых органов информации о начисленных налогах и имеющейся задолженности через Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, созданную в соответствии с Федеральным "законом" от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ), и сообщается следующее.

Федеральный "закон" N 210-ФЗ и Налоговый "кодекс" Российской Федерации (далее - Кодекс) имеют самостоятельные предметы правового регулирования.

Федеральный "закон" N 210-ФЗ регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, в том числе определяет обязанности органов, предоставляющих государственные услуги, порядок межведомственного информационного взаимодействия, осуществляемого в целях предоставления государственных и муниципальных услуг, а также порядок использования информационно-телекоммуникационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах (далее - ГИС ГМП) является информационной системой, предназначенной для размещения и получения информации об уплате физическими и юридическими лицами платежей за оказание государственных и муниципальных услуг, услуг, указанных в "ч. 3 ст. 1" и "ч. 1 ст. 9" Федерального закона N 210-ФЗ, платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также иных платежей в случаях, предусмотренных федеральными законами ("ч. 1 ст. 21.3" Федерального закона N 210-ФЗ).

Порядком ведения ГИС ГМП определяются, в частности, перечень информации, необходимой для уплаты платежа, включая подлежащую уплате сумму, за государственные и муниципальные услуги, услуги, указанные в "ч. 3 ст. 1" и "ч. 1 ст. 9" Федерального закона N 210-ФЗ, а также иных платежей в случаях, предусмотренных федеральными законами, порядок ее получения и представления ("п. 1 ч. 3 ст. 21.3" Федерального закона N 210-ФЗ).

Таким образом, информация о суммах подлежащих уплате платежей, не связанных с предоставлением государственных или муниципальных услуг, может размещаться через ГИС ГМП только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Налоговые правоотношения регулируются "Кодексом" и принимаемыми в соответствии с ним актами законодательства о налогах и сборах. Законодательством о налогах и сборах не предусмотрены направление налогоплательщикам (плательщикам сборов) - физическим лицам налоговых уведомлений и уплата ими налогов, сборов, пеней, штрафов, установленных законодательством о налогах и сборах, через ГИС ГМП.

В силу "п. 9 ст. 84" и "ст. 102" Кодекса сведения о налогоплательщиках с момента их постановки на учет в налоговых органах составляют налоговую тайну, за исключением сведений, указанных в "ст. 102" Кодекса. Сведения, составляющие налоговую тайну (в том числе о начисленных суммах транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц), не подлежат разглашению и имеют специальный режим хранения и доступа.

Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, влекут уголовную ответственность в соответствии со "ст. 183" Уголовного кодекса Российской Федерации ("п. 4 ст. 102" Кодекса).

Положение "пп. 6 п. 1 ст. 102" Кодекса о сведениях, представляемых налоговыми органами в ГИС ГМП, не составляющих налоговую тайну, должно применяться в системной связи с другими положениями "Кодекса" и Федерального "закона" N 210-ФЗ.

Участниками ГИС ГМП могут быть банковские платежные агенты, банковские платежные субагенты, платежные агенты, платежные субагенты, операторы по переводу денежных средств и иные лица, не являющиеся органами государственной власти, органами местного самоуправления, банками, организациями федеральной почтовой связи.

Указанные агенты и операторы не имеют доступа к налоговой тайне и не вправе принимать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов денежные средства для уплаты (перечисления) налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации.

Относительно информационного обеспечения исполнения налогоплательщиками обязанности по уплате транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц отмечается, что в настоящее время налоговыми органами предоставляется налогоплательщикам необходимая информация о начисленных суммах этих налогов, а также о наличии недоимки, задолженности по соответствующим пеням и штрафам.

Государственная услуга по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также о сведениях, необходимых для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации, о состоянии расчетов по указанным платежам предусмотрена не Федеральным "законом" N 210-ФЗ, а "пп. 4", "6" и "10 п. 1 ст. 32" Кодекса.

Все административные регламенты, в том числе Административный "регламент", утвержденный Приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н, разрабатываются с учетом требований, предъявляемых к административным регламентам предоставления государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным "законом" N 210-ФЗ.

Однако это не означает, что Федеральный "закон" N 210-ФЗ изменяет установленные "Кодексом" порядок направления налогоплательщикам - физическим лицам налоговых уведомлений об уплате имущественных налогов, порядок возникновения у налогоплательщиков соответствующих обязанностей по уплате этих налогов и порядок их уплаты.

В соответствии с "п. п. 1" и "2 ст. 44" Кодекса обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

Порядок исполнения обязанности по уплате налогов и порядок уплаты налогов урегулированы Кодексом ("ст. ст. 45" и "58" Кодекса).

"Кодексом" предусмотрены способы уплаты налогов, обеспечивающие исполнение налогоплательщиками их обязанности по уплате налогов.

Поскольку обязанность по исчислению транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц возложена "Кодексом" на налоговые органы, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган должен направить налогоплательщику соответствующее налоговое уведомление.

Обязанность по уплате такого налога возникает у налогоплательщика не ранее даты получения соответствующего налогового уведомления.

Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно в случае возникновения такой обязанности.

Учитывая изложенное, предложение об использовании ГИС ГМП для информирования налогоплательщиков - физических лиц о начисленных им налогах, предстоящих к уплате, до направления в установленном порядке налоговыми органами налоговых уведомлений об уплате этих налогов, до возникновения соответствующей обязанности налогоплательщиков не поддерживается.

Заместитель Министра финансов

Российской Федерации

С.Д.ШАТАЛОВ

07.10.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).