Письмо Минфина России от 02.10.2013 N 03-05-06-03/40859

Проверить правильность взыскания госпошлины возможно только путем изучения гражданских дел и оценки законности вынесенных по ним постановлений.

Вопрос: О проверке правильности взыскания госпошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 2 октября 2013 г. N 03-05-06-03/40859

В связи с обращениями по вопросам обжалования определения суда первой инстанции в соответствии со "ст. 331" Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), законности рассмотрения кассационных и надзорных жалоб в соответствии со "ст. ст. 381" и "391.5" ГПК РФ судьей единолично и по результатам изучения их вынесения определения, а также невозврата государственной пошлины в случае отказа судьей Верховного Суда Российской Федерации в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации Минфином России Письмами от 16.08.2013 "N 03-05-06-03/33491", от 20.03.2013 N 03-05-06-03/8640, от 14.02.2013 N 03-05-06-03/3952, от 23.01.2013 N 03-050-06-03/03, от 08.11.2012 "N 03-05-06-03/80" и от 08.06.2011 N 03-05-06-03/44, ФНС России Письмом от 22.04.2011 N СА-3-9/1428@ были даны разъяснения по данным вопросам, соответствующие гражданскому законодательству Российской Федерации и законодательству Российской Федерации о налогах и сборах.

Как уже сообщалось, согласно Обзору законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за II квартал 2004 года, утвержденному Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации 06.10.2004 "(вопрос 22)", указано, что в соответствии со "ст. 10" Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Согласно "ст. 5" ГПК РФ правосудие по гражданским делам, подведомственным судам общей юрисдикции, осуществляется только этими судами по правилам, установленным законодательством о гражданском судопроизводстве.

Из этого следует, что органы исполнительной власти не вправе контролировать деятельность судов по осуществлению правосудия и проводить в них проверки.

Государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами, взыскивается ими путем вынесения соответствующих судебных постановлений (определений, решений) по конкретным гражданским делам.

Проверить правильность взыскания государственной пошлины возможно только путем изучения гражданских дел и оценки законности вынесенных по ним судебных постановлений.

Между тем законность судебных постановлений, в том числе и по вопросам взыскания государственной пошлины, может проверить только вышестоящий суд в порядке, установленном "гл. 39" - "41" ГПК РФ.

Таким образом, Минфин России не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов. Законность судебных актов может быть оспорена в суде вышестоящей инстанции в порядке, установленном "гл. 39" - "41" ГПК РФ.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А.В.САЗАНОВ

02.10.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).