Письмо Минфина России от 26.11.2013 N 03-02-07/1/51123

Если налоговый орган вынес решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, а поручение на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджет отсутствует, то банк исполняет расчетные документы, предусматривающие отчисление таможенных платежей и выплату заработной платы сотрудникам.

Вопрос: О списании средств со счета организации по расчетным документам, предусматривающим уплату таможенных платежей и выплату зарплаты работникам, если налоговый орган вынес решение о приостановлении операций по счетам, но не направил поручение перечислить налоги (сборы, пени и штрафы) в бюджет РФ.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 26 ноября 2013 г. N 03-02-07/1/51123

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение по вопросу о применении "ст. 76" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщается следующее.

Согласно "п. 6 ст. 76" Кодекса решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке подлежит безусловному исполнению банком.

Приостановление операций налогоплательщика по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке ("п. 7 ст. 76" Кодекса).

В соответствии с "п. 1 ст. 76" Кодекса приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено "п. 2 указанной статьи". Приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.

"Пунктом 2 ст. 855" Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств со счета осуществляется в очередности, предусмотренной указанным "пунктом".

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

Списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди, осуществляется в четвертую очередь.

Кроме того, на основании "ч. 1 ст. 5" Федерального закона от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" впредь до внесения изменений в "п. 2 ст. 855" Гражданского кодекса Российской Федерации в соответствии с "Постановлением" Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.1997 N 21-П "По делу о конституционности пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и части шестой статьи 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в связи с запросом Президиума Верховного Суда Российской Федерации" при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производится в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии с указанной "статьей" Гражданского кодекса Российской Федерации в первую и вторую очередь.

Решения налоговых органов о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков исполняются с учетом указанного выше законодательного регулирования очередности исполнения платежных документов.

Учитывая изложенное, полагаем, что при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика и отсутствии поручений налогового органа на перечисление налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации возможно списание средств по расчетным документам, предусматривающим уплату таможенных платежей и выплату заработной платы сотрудникам организации.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Р.А.СААКЯН

26.11.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).