Письмо Минфина России от 25.11.2013 N 03-11-11/50653

До 1 марта 2013 г. глава крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ), осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признавался индивидуальным предпринимателем с момента госрегистрации КФХ. Если такое КФХ было образовано на базе реорганизованного КФХ - юридического лица, то индивидуальный предприниматель (глава "нового" КФХ) может уменьшить базу по ЕСХН за 2012 г. на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов КФХ - юридическим лицом.

Вопрос: Об учете при исчислении ЕСХН убытка, полученного КФХ-юрлицом, при реорганизации его в КФХ без образования юрлица.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 25 ноября 2013 г. N 03-11-11/50653

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и сообщает следующее.

В соответствии с "п. 5 ст. 346.6" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики вправе уменьшить налоговую базу по единому сельскохозяйственному налогу за налоговый период на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов. При этом под убытком в целях гл. 26.1 Кодекса понимается превышение расходов над доходами, определяемыми в соответствии со "ст. 346.5" Кодекса.

В случае прекращения налогоплательщиками деятельности по причине реорганизации налогоплательщики-правопреемники вправе уменьшать налоговую базу в порядке и на условиях, которые предусмотрены "п. 5 ст. 346.6" Кодекса, на сумму убытков, полученных реорганизуемыми организациями до момента реорганизации.

Согласно "п. 5 ст. 58" Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

В соответствии с "п. 2 ст. 23" ГК РФ (в ред. до 1 марта 2013 г.) глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

Согласно "п. 3 ст. 23" ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила ГК РФ, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.

В связи с этим при преобразовании юридического лица - крестьянского (фермерского) хозяйства в крестьянское (фермерское) хозяйство, осуществляющее деятельность без образования юридического лица, права и обязанности реорганизованного крестьянского (фермерского) хозяйства - юридического лица переходят к предпринимателю - главе крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица.

"Пунктом 9 ст. 50" Кодекса установлено, что при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо.

Исходя из этого индивидуальный предприниматель - глава крестьянского (фермерского) хозяйства, образованного на базе реорганизованного крестьянского (фермерского) хозяйства - юридического лица, вправе уменьшить налоговую базу по единому сельскохозяйственному налогу за 2012 г. на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов крестьянским (фермерским) хозяйством - юридическим лицом, в порядке и на условиях, которые предусмотрены "п. 5 ст. 346.6" Кодекса.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Р.А.СААКЯН

25.11.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).