Письмо Минфина России от 18.11.2013 N 03-11-06/2/49358

Бюджетные средства, выделенные в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирного дома, не облагаются налогом, уплачиваемым в рамках УСН, если данные средства получены управляющей организацией, которая оказывает услуги (выполняет работы) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Вопрос: Об учете организацией, применяющей УСН, средств, полученных из бюджета на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 18 ноября 2013 г. N 03-11-06/2/49358

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу учета организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, доходов в виде средств бюджетов, выделяемых на финансирование проведения капитального ремонта, и сообщает, что согласно "Регламенту" Минфина России, утвержденному Приказом Минфина России от 15.06.2012 N 82н, в Министерстве, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с тем необходимо сообщить, что в соответствии с "п. 1 ст. 346.15" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при применении упрощенной системы налогообложения в составе доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со "ст. ст. 249" и "250" Кодекса, и не учитываются доходы, указанные в "ст. 251" Кодекса ("пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15" Кодекса).

Согласно "пп. 14 п. 1 ст. 251" Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в частности при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств бюджетов, выделяемых осуществляющим управление многоквартирными домами товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с Федеральным "законом" "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

При этом, "п. 1 ст. 11" Кодекса предусмотрено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей, законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Поскольку "Кодексом" значение понятия "управляющая организация" не определено, то при применении вышеуказанного освобождения следует руководствоваться положениями Жилищного "кодекса" Российской Федерации.

Согласно "ч. 2 ст. 162" Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном "ч. 14 ст. 161" настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Таким образом, средства из бюджета, полученные на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с Федеральным "законом" "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", не подлежат включению в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, только при условии, что налогоплательщик, которому выделены данные средства, является управляющей организацией многоквартирным домом и оказывает услуги и (или) выполняет работы по содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Р.А.СААКЯН

18.11.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).