Письмо Минфина России от 23.05.2013 N 03-02-07/1/18299

Если организация не может определить место постановки на учет в связи с тем, что она использует труд надомников, то решение о постановке на учет принимает налоговый орган по месту ее нахождения либо осуществления деятельности на основании представленных компанией документов (в том числе договоров, заключенных с надомниками).

Вопрос: ООО планирует заключить трудовые договоры с надомниками - менеджерами по продажам. В трудовом договоре в качестве места работы в этом случае будет указан адрес места жительства гражданина.

Стационарное рабочее место, образующее обособленное подразделение, должно быть оборудовано работодателем, то есть работодатель должен создать условия для исполнения трудовых обязанностей. Организация не оборудовала рабочее место для указанного работника. Кроме того, организация не осуществляет прямой или косвенный контроль за рабочим местом, работа менеджера по продажам носит разъездной характер.

Должна ли организация признавать адрес места работы надомника своим обособленным подразделением и вставать на учет в налоговом органе по его месту нахождения?

В бюджет какого субъекта РФ должен быть перечислен НДФЛ, удержанный из доходов надомника: по месту нахождения головной организации или по месту жительства надомника?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 23 мая 2013 г. N 03-02-07/1/18299

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо и сообщается следующее.

В соответствии с "п. 1 ст. 83" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

В соответствии с "п. 2 ст. 11" Кодекса для целей Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя ("ст. 209" Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с арбитражной практикой под оборудованностью стационарного рабочего места понимается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей (Постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.11.2007 по делу "N А26-11293/2005", Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.06.2007 "N Ф08-3590/2007-1449А", от 21.09.2006 "N Ф08-4234/2006-1814А", от 29.11.2006 "N Ф08-6161/2006-2552А").

Надомниками считаются лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем либо приобретаемых надомником за свой счет ("ст. 310" Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно "ст. 57" Трудового кодекса Российской Федерации обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, место работы, трудовая функция, условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы).

В случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом ("п. 9 ст. 83" Кодекса).

Налоговый орган по месту нахождения организации или налоговый орган по месту осуществления деятельности организации принимает указанное решение исходя из представленных организацией документов, на основании которых организация осуществляет деятельность с использованием труда надомника, в том числе договора, заключенного между этой организацией и работником-надомником.

Суммы налога на доходы физических лиц, удержанные с доходов, выплачиваемых надомнику, должны быть перечислены в соответствии с "п. 7 ст. 226" Кодекса в бюджет по месту учета российской организации - налогового агента, осуществляющей выплаты по трудовому договору такому работнику, если организация не подлежит постановке на учет в налоговом органе в связи с созданием обособленного подразделения в месте выполнения надомником работ по такому договору.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

23.05.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).