Письмо Минфина России от 22.05.2013 N 03-02-07/1/18189

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе до вынесения инспекцией решения по ее результатам ознакомиться со всеми материалами дела, включая сведения о дополнительных мероприятиях налогового контроля. Кроме того, налогоплательщик вправе снимать копии соответствующих материалов.

Вопрос: Обязан ли руководитель налогового органа оглашать материалы проверки во время исследования материалов налоговой проверки, а также оглашать письменные доказательства из материалов налогового дела с целью соблюдения права налогоплательщика на представление объяснений?

Обязан ли руководитель налогового органа предоставлять возможность налогоплательщику представить объяснения по материалам проверки и на какой стадии рассмотрения?

Имеет ли право налогоплательщик снимать копии с материалов дела налоговой проверки при наличии собственных технических устройств?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 22 мая 2013 г. N 03-02-07/1/18189

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письма по вопросам о применении "ст. 101" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее.

Согласно "п. 1 ст. 21" Кодекса налогоплательщики имеют право в том числе: представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок; присутствовать при проведении выездной налоговой проверки; получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов; на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных Кодексом.

На основании "п. 1 ст. 32" Кодекса налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику копии акта налоговой проверки и решения налогового органа.

В соответствии с п. 3 ст. 100 Кодекса в акте налоговой проверки указываются документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых; выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений ("пп. 12", "13").

"Пунктом 6 ст. 100" Кодекса установлено право лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих представить письменные возражения по указанному акту. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность его возражений.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе до вынесения предусмотренного "п. 7 ст. 101" Кодекса решения знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля ("абз. 2 п. 2 ст. 101" Кодекса).

Указанное ознакомление может включать снятие копий соответствующих материалов.

В соответствии с "пп. 4 п. 3 ст. 101" Кодекса перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности.

В соответствии с "п. 4 ст. 101" Кодекса при рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.

В силу "абз. 2 п. 4 ст. 101" Кодекса при рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, документы, представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного лица, и иные документы, имеющиеся у налогового органа.

Таким образом, полное отражение в акте налоговой проверки выявленных нарушений, участие налогоплательщика в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки служат гарантией соблюдения прав налогоплательщика.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

22.05.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).