Письмо Минфина России от 22.05.2013 N 03-05-05-03/18074

Сведения об инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества, предоставляемые органами, которые осуществляют государственный технический учет, могут применяться при исчислении госпошлины, в том числе за выдачу свидетельства о праве на наследство.

Размер госпошлины за нотариальное удостоверение согласия родителей, усыновителей, опекунов или попечителей на выезд несовершеннолетнего гражданина РФ за границу составляет 100 руб. Если согласие родителей подтверждается одним документом, то госпошлина уплачивается в однократном размере.

Вопрос: В соответствии с положениями "пп. 5 п. 1 ст. 333.25" НК РФ правомерно ли после 01.01.2013 исчислять госпошлину за выдачу свидетельств о праве на наследство на жилые помещения с их инвентаризационной стоимости при условии, что наследство открыто до 01.01.2013? Вправе ли БТИ после 01.01.2013 выдавать справки об инвентаризационной стоимости объектов недвижимости, определенной ими ранее указанной даты?

Учитывая разъяснения Минфина России, данные в Письмах от 22.05.2006 "N 03-06-03-04/54" и от 12.11.2008 "N 03-05-06-03/44", правомерно ли взимание нотариусом двукратного размера госпошлины за нотариальное удостоверение согласия родителей на выезд несовершеннолетнего ребенка за пределы РФ, если в одном документе выражено согласие обоих родителей?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 22 мая 2013 г. N 03-05-05-03/18074

В связи с обращением Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.

На основании "пп. 5 п. 1 ст. 333.25" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для исчисления государственной пошлины по выбору плательщика может быть представлен документ с указанием инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости имущества, выданный лицами, указанными в "пп. 7" - "10 п. 1 ст. 333.25" Кодекса. Нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные действия, не вправе определять вид стоимости имущества (способ оценки) в целях исчисления государственной пошлины и требовать от плательщика представления документа, подтверждающего данный вид стоимости имущества (способ оценки).

Согласно "пп. 8" и "9 п. 1 ст. 333.25" Кодекса стоимость недвижимого имущества, за исключением земельных участков, может определяться оценщиками, юридическими лицами, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, или организациями (органами) по учету объектов недвижимого имущества по месту его нахождения. Стоимость земельных участков может определяться оценщиками, юридическими лицами, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, или федеральным органом, осуществляющим кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и его территориальными подразделениями.

В соответствии с "ч. 2.3" и "3 ст. 43" Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, а также подведомственные органу кадастрового учета государственные бюджетные учреждения осуществляли расчет инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества, а также государственный учет объектов капитального строительства в переходный период до 1 января 2013 г.

С 1 января 2013 г. государственный учет объектов капитального строительства осуществляется Росреестром. При этом в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости, производится их государственная кадастровая оценка ("гл. III.1" Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").

Согласно положениям "ч. 3 ст. 44" Федерального закона N 221-ФЗ кадастровые инженеры осуществляют в установленном Федеральным законом N 221-ФЗ порядке кадастровую деятельность в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства с 1 января 2013 г. При этом с 1 января 2013 г. и до 1 января 2014 г. эту кадастровую деятельность наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, которые 31 декабря 2012 г. имели право осуществлять государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию данных объектов недвижимости.

С учетом изложенного с 1 января 2013 г. и до 1 января 2014 г. организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации вправе осуществлять государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию данных объектов недвижимости и соответственно выдавать справки об инвентаризационной стоимости объекта недвижимости.

Между тем согласно "Закону" Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" для целей исчисления налога на имущество физических лиц применяется инвентаризационная стоимость объектов недвижимого имущества (жилых домов, квартир, дач, гаражей, прочих строений, помещений сооружений).

По мнению Департамента, сведения, предоставляемые органами, осуществляющими государственный технический учет, об инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества могут применяться нотариусами при исчислении государственной пошлины (нотариального тарифа) за совершение нотариальных действий, в том числе за выдачу свидетельства о праве на наследство.

Что касается конкретного размера государственной пошлины за нотариальное удостоверение согласия родителей, усыновителей, опекунов или попечителей на выезд несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации за границу, то "ст. 333.24" Кодекса указанный размер не установлен.

В связи с этим при определении размера государственной пошлины за нотариальное удостоверение согласия родителей, усыновителей, опекунов или попечителей на выезд несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации за границу следует руководствоваться нормой "пп. 26 п. 1 ст. 333.24" Кодекса. Согласно данной "норме" за совершение прочих нотариальных действий, не перечисленных в "ст. 333.24" Кодекса, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, определена уплата государственной пошлины в размере 100 руб.

Однако в случае если согласие обоих родителей изложено в одном документе, то, по мнению Департамента, за нотариальное удостоверение такого согласия должна уплачиваться государственная пошлина (нотариальный тариф) в однократном размере, предусмотренном "пп. 26 п. 1 ст. 333.24" Кодекса (100 руб.).

Врио директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

22.05.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).