Письмо Минфина России от 16.05.2013 N 03-02-07/1/17031

При изменении места нахождения филиала организации налоговый орган снимает ее с учета по прежнему месту нахождения филиала и ставит на учет по новому месту нахождения данного филиала на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. При переводе филиала банка в статус обособленного подразделения инспекция ставит последнее на учет на основании соответствующих сообщений банка.

Вопрос: В соответствии с "п. 3 ст. 83" и "п. 5 ст. 84" НК РФ постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения организации, месту нахождения ее филиала, представительства, осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. В случаях прекращения российской организацией деятельности через филиал или представительство (закрытия филиала или представительства) снятие с учета российской организации налоговым органом по месту нахождения этого филиала (представительства) осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.

Для постановки на учет (снятия с учета) в налоговых органах открываемых (закрываемых) филиалов и представительств банка необходимо внесение изменений в устав банка в части включения в список (исключения из списка) филиалов и представительств банка с последующей их регистрацией в ЕГРЮЛ.

Аналогичная процедура предусмотрена для случаев изменения местонахождения филиала (представительства).

"НК" РФ не регулирует срок внесения соответствующих изменений в устав. "Инструкция" Банка России от 02.04.2010 N 135-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" также не содержит четкого указания на срок, кроме "п. 21.12" Инструкции, согласно которому в случае изменения местонахождения филиала кредитная организация после получения заключения территориального учреждения Банка России должна внести соответствующие изменения в свой устав на очередном заседании уполномоченного органа управления кредитной организации.

На практике возникают ситуации, при которых филиал (представительство) фактически располагается по новому адресу, но состоит на учете в налоговом органе по старому адресу.

Каков порядок постановки на учет в налоговом органе филиала (представительства) банка в случае изменения его местонахождения?

Постановка на учет в налоговом органе операционного офиса банка осуществляется в соответствии со "ст. 23" НК РФ, а закрытие филиала - в соответствии со "ст. 84" НК РФ.

Каков порядок постановки на учет при переводе филиала в статус операционного офиса?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 16 мая 2013 г. N 03-02-07/1/17031

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о постановке и снятии с учета филиала (представительства) кредитной организации и сообщает следующее.

Согласно "п. 3 ст. 55" Гражданского кодекса Российской Федерации филиалы и представительства должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

В соответствии с "п. 1 ст. 5" Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) содержатся сведения и документы о юридическом лице, в том числе подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица, а также сведения о филиалах (представительствах) юридического лица, дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы.

В соответствии с "п. 3 ст. 83" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) постановка на учет в налоговом органе российской организации по месту нахождения ее филиала (представительства) осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.

Согласно "абз. 1" и "2 п. 4 ст. 84" Кодекса в случаях изменения места нахождения обособленного подразделения организации снятие ее с учета осуществляется налоговым органом, в котором организация состояла на учете. При этом налоговый орган осуществляет снятие с учета российской организации по месту ее нахождения (по месту нахождения филиала, представительства) на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.

Таким образом, в случае изменения места нахождения филиала организации налоговым органом осуществляется снятие ее с учета по прежнему месту нахождения на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, и осуществляется постановка на учет организации в налоговом органе по новому месту нахождения ее филиала на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.

Срок внесения изменений в устав организации не является предметом регулирования "Кодекса".

Государственная регистрация изменений, вносимых в устав кредитной организации, и создание внутренних структурных подразделений предусмотрены "Инструкцией" Банка России от 02.04.2010 N 135-И.

При переводе филиала в статус обособленного подразделения осуществляется постановка на учет в налоговом органе обособленного подразделения банка на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с "п. 2 ст. 23" Кодекса.

После государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы банка о прекращении деятельности через филиал, на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, в едином государственном реестре налогоплательщиков будет произведена замена присвоенного банку по месту нахождения филиала КПП на КПП, присвоенный банку по месту нахождения обособленного подразделения.

В случаях прекращения российской организацией деятельности через филиал или представительство (закрытия филиала или представительства) снятие с учета российской организации налоговым органом по месту нахождения этого филиала (представительства) осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, но не ранее окончания выездной налоговой проверки в случае ее проведения ("п. 5 ст. 84" Кодекса).

Полагаем, что вопрос временного разрыва, связанный с регистрацией изменений, внесенных в учредительные документы банка о прекращении деятельности через филиал, и созданием обособленного подразделения, должен решаться с учетом банковского законодательства.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

16.05.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).