Письмо Минфина России от 16.05.2013 N 03-02-07/1/17050

В соответствии с Определением ВАС РФ от 01.12.2010 N ВАС-16124/10 сведения об исполнении обязательств по уплате налогов не являются налоговой тайной, следовательно, инспекция не вправе отказать в предоставлении налогоплательщику такой информации о контрагенте. Запрос данных сведений обусловлен необходимостью проявления должной осмотрительности при выборе контрагента.

Вопрос: Налогоплательщик обратился в налоговые органы с запросами о предоставлении информации об исполнении его контрагентами обязанностей по уплате налогов и сборов. Налоговые органы в письменных ответах отказали ему, аргументировав тем, что "ст. 32" НК РФ не предусмотрена обязанность налоговых органов по предоставлению запрашиваемых сведений.

Согласно "ст. 45" НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с "пп. 3 п. 1 ст. 102" НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения.

На основании "ст. 106" НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.

"Статьей 122" НК РФ установлено, что неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога.

Правомерен ли отказ налоговых органов в предоставлении информации об исполнении контрагентами налогоплательщика обязанностей по уплате налогов и сборов, учитывая, что неуплата налога в установленный срок является налоговым правонарушением?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 16 мая 2013 г. N 03-02-07/1/17050

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение по вопросу об обязанности налоговых органов предоставлять налогоплательщику информацию об исполнении контрагентом налогоплательщика обязанности по уплате налогов и сборов и сообщается следующее.

В соответствии с "Определением" от 01.12.2010 N ВАС-16124/10 "Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" Высший Арбитражный Суд Российской Федерации признал правомерными выводы судов на основе "ст. 102" Налогового кодекса Российской Федерации и Федерального "закона" от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" о том, что сведения об исполнении налогоплательщиками своих обязательств по уплате налогов не являются налоговой тайной, в связи с чем у инспекции отсутствовали правовые основания для отказа в предоставлении заявителю информации о выполнении потенциальными контрагентами своих налоговых обязательств, отметив, что запрашиваемая информация обусловлена необходимостью проявления должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.

Аналогичные выводы сделаны и некоторыми другими судами (Постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.07.2010 "N А27-25441/2009", от 16.07.2010 "N А27-25724/2009", Федерального арбитражного суда Уральского округа от 01.09.2010 "N Ф09-6957/10-С3").

Налогоплательщики вправе проводить самостоятельную оценку рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности с учетом "критериев" оценки рисков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденных Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

16.05.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).