Письмо Минфина России от 13.05.2013 N 03-02-07/1/16381

Организация должна сообщить в налоговый орган по месту нахождения о своем участии в российских и иностранных компаниях не позднее одного месяца с начала такого участия независимо от ее намерений в отношении приобретенных ценных бумаг. В этом случае порядок учета ценных бумаг на балансовом счете 601, предусмотренный п. 2.3 Приложения N 10 к Положению Центрального банка РФ от 16.07.2012 N 385-П, не применяется.

Вопрос: Согласно "пп. 2 п. 2 ст. 23" НК РФ налогоплательщики-организации обязаны письменно сообщать обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия. Сообщение направляется по "форме N С-09-2", утвержденной Приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@.

При совершении ежедневных сделок купли-продажи акций различных эмитентов, приобретая их в качестве краткосрочных вложений, банк может в течение непродолжительного периода менять долю своего участия в организации-эмитенте.

В соответствии с "п. 2.3" Приложения N 10 Положения Банка России от 16.07.2012 N 385-П участие в обществах отражается на "счете 601" "Участие в дочерних и зависимых акционерных обществах" при условии, если кредитная организация осуществляет контроль над управлением акционерным обществом или оказывает существенное влияние на деятельность акционерного общества.

Что признается в соответствии с "пп. 2 п. 2 ст. 23" НК РФ участием в российских и иностранных организациях? Применяется ли "п. 2.3" Приложения N 10 Положения Банка России от 16.07.2012 N 385-П для определения данного понятия?

Обязан ли банк при приобретении ценных бумаг в качестве краткосрочных финансовых вложений для дальнейшей их реализации письменно сообщать в налоговый орган о доле участия банка в российской (иностранной) организации?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 13 мая 2013 г. N 03-02-07/1/16381

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке применения "пп. 2 п. 2 ст. 23" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее.

В соответствии с "пп. 2 п. 2 ст. 23" Кодекса налогоплательщики-организации обязаны сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия.

"Форма" соответствующего сообщения утверждена Приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@. В "форме" сообщения предусмотрено указание доли участия в организации в процентном отношении.

Поскольку "Кодекс" не определяет содержание понятия "участие организации в российских и иностранных организациях", данное понятие определяется в том значении, в каком оно используется в других отраслях законодательства Российской Федерации на основании "п. 1 ст. 11" Кодекса.

Порядок учета ценных бумаг на балансовом "счете 601", предусмотренный в "п. 2.3" Приложения N 10 к Положению Центрального банка Российской Федерации от 16.07.2012 N 385-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации", применяется в целях ведения бухгалтерского учета кредитными организациями и не может применяться в целях "пп. 2 п. 2 ст. 23" Кодекса, поскольку не отражает информацию обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях.

Переход права на эмиссионные ценные бумаги регулируется "ст. 29" Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".

При этом исполнение обязанности налогоплательщика сообщать в налоговые органы об участии в организациях не ставится в зависимость от дальнейших его намерений в отношении приобретенных им ценных бумаг.

Полагаем, что налогоплательщик-организация в месячный срок со дня приобретения права собственности на ценные бумаги обязан письменно сообщить в налоговый орган о таких фактах.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

13.05.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).