Письмо Минфина России от 08.05.2013 N 03-05-05-03/16278

Если право на недвижимое имущество было прекращено в связи с переходом на основании признания сделки недействительной, то за госрегистрацию восстановленного права организация уплачивает госпошлину в размере 15 тыс. руб.

Вопрос: Организация зарегистрировала права собственности на объекты недвижимости. Указанное имущество незаконно отчуждено в пользу третьих лиц.

На основании решения суда все объекты недвижимости истребованы из чужого незаконного владения и восстановлено право собственности организации на указанное имущество.

При подаче документов на госрегистрацию права собственности на истребованные объекты недвижимости территориальный орган Росреестра потребовал уплатить госпошлину в размере по 15 000 руб. за каждый объект недвижимости на основании "пп. 22 ч. 1 ст. 333.33" НК РФ.

По мнению организации, госпошлина должна уплачиваться из расчета 600 руб. за каждый объект недвижимости на основании "пп. 33 ч. 1 ст. 333.33" НК РФ, так как имеет место повторная выдача свидетельства о госрегистрации права собственности на объекты недвижимости.

Каков порядок госрегистрации права собственности на истребованные из незаконного владения объекты недвижимости на основании решения суда? Каков размер госпошлины за выдачу свидетельства о госрегистрации права собственности в данном случае?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 8 мая 2013 г. N 03-05-05-03/16278

В связи с письмом по вопросу уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, установленных вступившим в законную силу судебным актом, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.

Согласно "п. 2 ст. 2" Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной Федеральным законом N 122-ФЗ системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Единый государственный реестр прав).

"Пунктом 2 ст. 12" Федерального закона N 122-ФЗ определено, что Единый государственный реестр прав содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях.

В силу "абз. 1", "3" и "5 п. 6 ст. 12" Федерального закона N 122-ФЗ Единый государственный реестр прав состоит из отдельных разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества. Раздел открывается при начале регистрации прав на объект недвижимого имущества и идентифицируется кадастровым или условным номером данного объекта.

Каждый раздел состоит из трех подразделов.

В частности, в "подраздел II" вносятся записи о подлежащих государственной регистрации сделках об отчуждении объектов недвижимости, а также о праве собственности и об иных вещных правах на каждый объект недвижимого имущества, имя (наименование) правообладателя, данные удостоверения личности физического лица и реквизиты юридического лица, адрес, указанный правообладателем, вид права, размер доли в праве, наименования и реквизиты правоустанавливающих документов.

Согласно "п. 1 ст. 28" Федерального закона N 122-ФЗ права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации, в которой государственный регистратор вправе отказать только по основаниям, указанным в "абз. 4", "6", "7", "9", "10", "11" и "12 п. 1 ст. 20" Федерального закона N 122-ФЗ.

На основании "п. 28" Методических рекомендаций о порядке регистрации прав на недвижимое имущество на основании судебных актов, утвержденных Приказом Федеральной регистрационной службы от 07.06.2007 N 112 (далее - Методические рекомендации), в случае если судом признана недействительной оспоримая сделка и применены последствия ее недействительности, а также в случае применения последствий ничтожной сделки государственную регистрацию прав рекомендуется проводить на общих основаниях в соответствии с требованиями "ст. ст. 13", "16" Федерального закона N 122-ФЗ на основании заявления заинтересованных лиц с приложением всех необходимых для государственной регистрации документов, в том числе документов, подтверждающих оплату государственной пошлины, а также документов, подтверждающих исполнение сторонами судебного акта о применении последствий недействительности оспоримой сделки.

Актуальная запись "подраздела II-1" Единого государственного реестра прав погашается в соответствии с "п. 63 разд. VI" Правил ведения Единого государственного реестра прав.

В случае если решением суда, арбитражного суда предусмотрено восстановление прав, прекращенных в связи с государственной регистрацией перехода права на основании ничтожной или признанной недействительной оспоримой сделки, восстановление права рекомендуется осуществлять путем открытия нового листа "подраздела II-1" Единого государственного реестра прав с указанием номера государственной регистрации права правоотчуждателя по сделке, являющейся ничтожной или признанной судом, арбитражным судом недействительной, и применения последствий ее недействительности.

Согласно "ст. 11" Федерального закона N 122-ФЗ за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с "пп. 22 п. 1 ст. 333.33" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество организациями уплачивается государственная пошлина в размере 15 000 руб.

Таким образом, в случае если решением суда предусмотрено восстановление прав, прекращенных в связи с государственной регистрацией перехода права на основании ничтожной или признанной недействительной оспоримой сделки, за государственную регистрацию восстановленного права на недвижимое имущество должна уплачиваться государственная пошлина на основании "пп. 22 п. 1 ст. 333.33" Кодекса.

Одновременно обращаем внимание, что вопрос о возмещении затрат, связанных с государственной регистрацией восстановления утраченных прав, в том числе с уплатой государственной пошлины, может быть решен в судебном порядке.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

08.05.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).