Письмо ФНС России от 27.03.2013 N 03-01-18/9758

При расчете суммарного дохода по совершенным за календарный год сделкам в целях признания их контролируемыми учитываются доходы, полученные по ним сторонами. Если в отношении кого-либо из участников сделки необходимая информация отсутствует, сумму дохода можно рассчитать по методу начисления с учетом порядка, установленного гл. 25 НК РФ.

Вопрос: О порядке суммирования доходов по сделкам, учитываемых при исчислении налога на прибыль, при определении суммы доходов по сделкам за календарный год для целей признания таких сделок контролируемыми.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 27 марта 2013 г. N 03-01-18/9758

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение ОАО по вопросу применения "ст. 105.14" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает, что в соответствии со "ст. 34.2" Кодекса Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Обращаем внимание, что консультирование указанных лиц по выбору оптимального порядка уплаты налога, проведение экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, методик оценки показателей хозяйственной деятельности этих лиц, а также по оценке конкретных хозяйственных операций в соответствии с "Регламентом" Минфина России, утвержденным Приказом Минфина России от 15.06.2012 N 82н, к обязанностям Минфина России не относятся.

Дополнительно отмечаем следующее.

"Статьей 105.14" Кодекса установлены правила признания сделок контролируемыми. При этом сделки, предусмотренные "пп. 2" и "3 п. 1", "пп. 1" - "5 п. 2 указанной статьи", признаются контролируемыми в случае, если сумма доходов по таким сделкам в календарном году превышает значение соответствующего суммового критерия.

Согласно "п. 9 ст. 105.14" Кодекса для целей указанной статьи сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных "гл. 25" Кодекса.

В соответствии со "ст. 248" Кодекса в составе доходов учитываются доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со "ст. ст. 249" и "250" Кодекса.

При этом в соответствии с "п. п. 2", "6" и "11 ст. 250" Кодекса внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, образующейся (возникающей) при определенных условиях, а также в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам.

Также отмечаем, что в соответствии с "п. 2 ст. 252" Кодекса расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

Согласно "пп. 2", "5" и "6 п. 1 ст. 265" Кодекса в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются расходы в виде отрицательной (положительной) разницы, образующейся (возникающей) при определенных условиях, а также расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида при соблюдении соответствующих требований.

Кроме того, отмечаем, что при расчете суммы доходов по сделкам, совершенным за календарный год, следует суммировать доходы, полученные сторонами по этим сделкам. При этом, если у налогоплательщика отсутствует информация о сумме дохода другого участника сделки, для целей определения суммы доходов за календарный год, по нашему мнению, может быть использована расчетная величина суммы дохода этого участника сделки, определяемая с учетом порядка, установленного "гл. 25" Кодекса, с применением метода начисления.

Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН

27.03.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).