Письмо Минфина России от 22.03.2013 N ЕД-4-3/5019@

Налогоплательщикам и нижестоящим налоговым органам направлено Письмо Минфина России от 26.09.2012 N 03-03-10/115, в котором рассмотрен вопрос о дате признания в целях налогообложения прибыли затрат на мобилизационную подготовку, не компенсируемых из бюджета.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 22 марта 2013 г. N ЕД-4-3/5019@

О ДАТЕ

ПРИЗНАНИЯ В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ

НЕКОМПЕНСИРУЕМЫХ ИЗ БЮДЖЕТА ЗАТРАТ НА ПРОВЕДЕНИЕ РАБОТ

ПО МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКЕ

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение о дате признания в целях налогообложения прибыли некомпенсируемых из бюджета затрат на достройку, дооборудование, реконструкцию, техническое перевооружение основных средств (завершены и включены в утвержденный в установленном порядке Перечень работ по мобилизационной подготовке на периоды, законченные до 1 января 2013 года), заявленных как затраты на выполнение работ по мобилизационной подготовке, и по затронутым в обращении вопросам направляет позицию Минфина России от 26.09.2012 "N 03-03-10/115" (копия прилагается).

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

3 класса

Д.В.ЕГОРОВ

Приложение

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 26 сентября 2012 г. N 03-03-10/115

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики, в соответствии с письмом рассмотрел обращение о дате признания в целях налогообложения прибыли организаций некомпенсируемых из бюджета затрат на достройку; дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение (далее - реконструкция) основных средств, заявленных как затраты на выполнение работ по мобилизационной подготовке, и сообщает следующее.

На основании "подпункта 17 пункта 1 статьи 265" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются, в частности, расходы в виде не подлежащих компенсации из бюджета расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке, включая затраты на содержание мощностей и объектов, загруженных (используемых) частично, но необходимых для выполнения мобилизационного плана.

К таким расходам, исходя из сложившейся арбитражной практики, относятся расходы капитального характера.

Дата признания указанных затрат в целях налогообложения прибыли организаций "НК" РФ не определена.

В то же время расходы, учитываемые в целях налогообложения прибыли организаций, должны отвечать критериям "пункта 1 статьи 252" НК РФ, в частности, должны быть подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В настоящее время перечень и порядок оформления документов, дающих право на включение расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке, не подлежащих компенсации из бюджета, в состав внереализационных расходов, содержится в следующих документах:

- "Положении" о порядке экономического стимулированиям лицензионной подготовки экономики, утвержденном Минэкономразвития России 02.12.2002 N ГГ-181, Минфином России N 13-6-5/9564, МНС России N БГ-18-01/3 (далее - Положение);

- "Рекомендациях" по форме документов, подтверждающих право организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы) и (или) задачи по мобилизационной работе, на налоговые льготы, а также на включение в состав внереализационных расходов обоснованных затрат на проведение работ по мобилизационной подготовке, утвержденных Минэкономразвития России и Минфином России (далее - Рекомендации, направлены для использования в работе письмом Минфина России от 17.08.2005 N 03-06-02-02/68).

В соответствии с Рекомендациями для подтверждения права на включение во внереализационные расходы указанных затрат организация представляет в налоговый орган по месту постановки на учет согласованные с уполномоченным федеральным органом власти документы либо в соответствии с Положением по "формам N 4" и "N 5" (соответственно, План проведения работ по мобилизационной подготовке, выполняемых за счет собственных средств и Смета затрат на проведение работ по мобилизационной подготовке, выполняемых за счет собственных средств), либо в соответствии с Рекомендациями по "форме N 3" (Перечень работ по мобилизационной подготовке, расходы на проведение которых не подлежат компенсации из бюджета).

Исходя из изложенного, для признания в целях налогообложения прибыли указанных затрат в качестве расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке необходимо:

1) наличие согласованного с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти перечня видов работ по мобилизационной подготовке (документы по "форме N 4" и "N 5" из Положения или по "форме N 3" из Рекомендаций);

2) включение объекта в перечень имущества мобилизационного назначения;

3) подтверждение выполнения работ по реконструкции соответствующими актами приема-передачи работ.

При этом, в целях налогообложения прибыли указанные затраты уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль единовременно.

Как показывает складывающаяся арбитражная практика, документальное подтверждение права на включение не подлежащих компенсации из бюджета расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке в состав внереализационных расходов суды не увязывают с моментом ввода объекта в эксплуатацию после проведения работ по реконструкции ("решение" Арбитражного суда г. Москвы от 17.08.2011 по делу N А40-26487/11-20-115 (в ходе апелляционного производства в указанной части принят отказ от иска), "решение" Арбитражного суда г. Москвы от 24.03.2011 по делу N А40-549/11-115-3 ("постановлением" Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2011 N 09АП-12030/2011-АК, Федерального арбитражного суда Московского округа от 19.09.2011 указанное решение оставлено без изменения)).

В силу нормы "пункта 5 статьи 252" НК РФ суммы, отраженные в составе расходов налогоплательщиков, не подлежат повторному включению в состав его расходов.

Следовательно, в том случае, если налогоплательщик в предыдущем налоговом периоде учитывал расходы на реконструкцию основных средств в общеустановленном порядке через амортизационные отчисления, а в текущем налоговом периоде признал их как расходы на проведение работ по мобилизационной подготовке и учел их единовременно на основании "подпункта 17 пункта 1 статьи 265" НК РФ, то следует подать уточненную налоговую декларацию. В указанной декларации амортизационные отчисления должны быть рассчитаны исходя из первоначальной стоимости основных средств без учета затрат на реконструкцию.

При выбытии объекта основных средств, затраты на реконструкцию которого были учтены единовременно по "подпункту 17 пункта 1 статьи 265" НК РФ, или в случае исключения данного объекта из перечня имущества мобилизационного назначения, остаточная стоимость такого объекта определяется без учета затрат на реконструкцию, учтенных в качестве расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке.

В случае, когда организация в рамках проведения работ по мобилизационной подготовке приобретает (создает) объекты основных средств, амортизация по таким объектам не начисляется. В случае выбытия таких основных средств их стоимость признается равной нулю, если затраты на их приобретение (создание) при выполнении вышеуказанных условий учтены единовременно как затраты на проведение работ по мобилизационной подготовке.

Директор Департамента

И.В.ТРУНИН

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).