Письмо ФНС России от 19.03.2013 N 03-03-06/4/8551

Отчисления организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, в резервы, созданные самой организацией или госкорпорацией "Росатом", учитываются в составе прочих расходов для налогообложения прибыли организаций. Полученные из резервов госкорпорации средства, предназначенные для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях их жизненного цикла и использованные по целевому назначению в течение года после окончания периода, в котором они поступили, не облагаются налогом на прибыль.

Вопрос: О порядке налогообложения налогом на прибыль при получении средств целевого финансирования организациями, эксплуатирующими особо радиационно опасные и ядерно опасные производства.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 19 марта 2013 г. N 03-03-06/4/8551

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке налогообложения налогом на прибыль при получении средств целевого финансирования предприятиями, эксплуатирующими особо радиационно опасные и ядерно опасные производства, и сообщает следующее.

В соответствии с "пп. 33 п. 1 ст. 264" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся отчисления предприятий и организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, для формирования резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях их жизненного цикла и развития в соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

"Подпунктом 14 п. 1 ст. 251" НК РФ предусмотрено, что для целей налогообложения прибыли не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, к которому в том числе относятся средства, полученные предприятиями и организациями, в состав которых входят особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, из резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях жизненного цикла и их развития в соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии. Указанные средства подлежат включению в состав внереализационных доходов в случае, если получатель фактически использовал такие средства не по целевому назначению либо не использовал по целевому назначению в течение одного года после окончания налогового периода, в котором они поступили.

Федеральным "законом" от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" предусмотрено создание госкорпорацией "Росатом" (далее - корпорация) специальных резервных фондов. Специальные резервные фонды корпорации создаются за счет отчислений предприятий и организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты. Средства указанных фондов аккумулируются на банковских счетах корпорации.

Порядок отчислений средств для формирования указанных резервов установлен "Постановлением" Правительства Российской Федерации от 21.09.2005 N 576 "Об утверждении Правил отчисления организациями, эксплуатирующими особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты (кроме атомных станций), средств для формирования резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях их жизненного цикла и развития" (далее - Правила, утвержденные Постановлением N 576) и "Постановлением" Правительства Российской Федерации от 30.01.2002 N 68 "Об утверждении Правил отчисления предприятиями и организациями, эксплуатирующими особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты (атомные станции), средств для формирования резервов, предназначенных для обеспечения безопасности атомных станций на всех стадиях их жизненного цикла и развития" (далее - Правила, утвержденные Постановлением N 68).

Из положений вышеуказанных актов ("п. 4" Правил, утвержденных Постановлением N 576, и "п. 3" Правил, утвержденных Постановлением N 68) следует, что отдельные виды резервов могут быть аккумулированы корпорацией.

Таким образом, формирование резервов, предусмотренных Правилами, утвержденными "Постановлениями N N 576" и "68", может производиться как самой организацией, эксплуатирующей особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, так и корпорацией за счет отчислений указанных организаций. При этом отчисления в указанные резервы независимо от того, кто их создает - сама организация или корпорация, учитываются для целей налогообложения прибыли организаций в составе прочих расходов на основании "пп. 33 п. 1 ст. 264" НК РФ.

Если формирование резервов, предусмотренных Правилами, утвержденными "Постановлениями N N 576" и "68", производится корпорацией, то средства, полученные предприятиями и организациями из указанных резервов для финансирования расходов, связанных с обеспечением безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях их жизненного цикла и развития, и использованные по целевому назначению в течение одного года после окончания налогового периода, в котором они поступили, на основании "пп. 14 п. 1 ст. 251" НК РФ, не учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Указанное положение об использовании средств в течение одного года не распространяется на случаи, когда резервы, предусмотренные Правилами, утвержденными "Постановлениями N N 576" и "68", создаются самой организацией.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН

19.03.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).