Письмо ФНС России от 14.03.2013 N ЕД-4-3/4306@

Понесенные в целях обеспечения безопасных условий труда при добыче угля затраты на приобретение оборудования, технических устройств, материалов, а также другого имущества, которое не является амортизируемым, учитываются в материальных расходах по мере ввода указанных объектов в эксплуатацию (передачи в производство) независимо от времени приобретения.

Вопрос: О порядке учета расходов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля, по выбору налогоплательщика либо при исчислении суммы НДПИ по добытому углю, либо при исчислении налога на прибыль организаций.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 14 марта 2013 г. N ЕД-4-3/4306

Федеральная налоговая служба в связи с обращениями налоговых органов по вопросу о порядке применения положений "ст. 343.1" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сообщает следующее.

Согласно "п. 1 ст. 343.1" Кодекса налогоплательщики по своему выбору могут уменьшить сумму налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ), исчисленную за налоговый период при добыче угля на участке недр, на сумму экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов, осуществленных (понесенных) налогоплательщиком в налоговом периоде и связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля на данном участке недр (налоговый вычет), в порядке, установленном "ст. 343.1" Кодекса, либо учесть указанные расходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с "гл. 25" Кодекса.

При этом порядок признания расходов, указанных в рассматриваемом "пункте ст. 343.1" Кодекса, должен быть отражен в учетной политике для целей налогообложения с учетом утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 N 455 "Перечня" видов расходов связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля, принимаемых к вычету из суммы НДПИ (далее - Перечень расходов). Изменение указанного порядка допускается не чаще одного раза в пять лет.

Таким образом, согласно вышеизложенному, налогоплательщик может по своему выбору либо уменьшить начисленную по добытому углю сумму НДПИ на расходы, связанные с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля (налоговый вычет), либо учесть эти расходы при исчислении налога на прибыль. Выбранный налогоплательщиком порядок признания данных расходов в обязательном порядке отражается в учетной политике.

Учет расходов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля, при исчислении налога на прибыль осуществляется в соответствии с порядком такого учета, установленным и регулируемым нормами "гл. 25" Кодекса.

В силу положений "п. 4 ст. 343" и "ст. 343.1" Кодекса налогоплательщик вправе установить в учетной политике перечень видов расходов (предусмотренных в вышеназванном "Перечне" расходов) отдельно по каждому конкретному участку недр.

После закрепления в учетной политике налогоплательщика тех или иных видов расходов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля, их совокупность, в соответствии с положениями "ст. 343.1" Кодекса, признается налоговым вычетом.

"Пунктом 5 ст. 343.1" Кодекса установлено, что в налоговый вычет включаются следующие виды расходов, осуществленных (понесенных) налогоплательщиком и связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля:

1) материальные расходы налогоплательщика, определяемые в порядке, предусмотренном гл. 25 Кодекса;

2) расходы налогоплательщика на приобретение и (или) создание амортизируемого имущества;

3) расходы, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств.

Открытый перечень материальных расходов, возможных для включения в предусмотренный учетной политикой налогоплательщика перечень расходов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля и принимаемых к вычету из суммы НДПИ, установлен "п. 1 ст. 254" Кодекса.

В частности, "пп. 3 п. 1 ст. 254" Кодекса к материальным расходам отнесены затраты налогоплательщика на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и другого имущества, не являющегося амортизируемым имуществом. Стоимость перечисленного имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.

В соответствии с "п. 2 ст. 272" Кодекса датой осуществления материальных расходов признается:

дата передачи в производство сырья и материалов - в части сырья и материалов, приходящихся на произведенные товары (работы, услуги);

дата подписания налогоплательщиком акта приема-передачи услуг (работ) - для услуг (работ) производственного характера.

Следовательно, расходы на приобретение оборудования, технических устройств, другого имущества, не являющегося амортизируемым имуществом, а также материалов, осуществляемые в целях обеспечения безопасных условий труда при добыче угля, учитываются в составе материальных расходов по мере ввода приобретенного имущества и материалов в эксплуатацию (передачи в производство) независимо от времени их приобретения.

"Пунктом 2 ст. 343.1" Кодекса установлено, что предельная величина налогового вычета рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно как произведение суммы НДПИ, исчисленного при добыче угля на каждом участке недр за налоговый период, и коэффициента Кт.

Согласно "п. 3 ст. 343.1" Кодекса, коэффициент Кт определяется для каждого участка недр в соответствии с порядком, установленным "Постановлением" Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 N 462 "Об утверждении правил определения коэффициента Кт для исчисления предельной величины налогового вычета из суммы налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля", с учетом степени метанообильности участка недр, на котором осуществляется добыча угля, а также с учетом склонности угля к самовозгоранию в пласте на участке недр, на котором осуществляется добыча угля.

При этом значение коэффициента Кт не может превышать 0,3.

Изложенная в настоящем письме позиция согласована с Министерством финансов Российской Федерации (Письмо от 07.02.2013 N 03-06-05-01/2769).

Доведите данное письмо до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

Д.В.ЕГОРОВ

14.03.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).