Письмо Минфина России от 05.03.2013 N 03-05-04-03/6476

Налоговым Кодексом РФ не предусмотрен размер госпошлины за регистрацию (ежегодное подтверждение регистрации) в РМРС судов, валовая вместимость которых не превышает 80 единиц.

Вопрос: 1. В адрес администраций морских портов поступают заявления относительно регистрации в Российском международном реестре судов (далее - РМРС) маломерных судов (менее 20 метров длиной и валовой вместимостью менее 80).

В соответствии с "пп. 108" и "109 п. 1 ст. 333.33" НК РФ уплата госпошлины за регистрацию судов и за ежегодное подтверждение регистрации в РМРС определена только для судов валовой вместимостью 80 и выше.

Уплачивается ли госпошлина за регистрацию в РМРС и ежегодное подтверждение регистрации в РМРС судов валовой вместимостью менее 80?

2. В соответствии с "пп. 66 п. 1 ст. 333.33" НК РФ госпошлина взимается за выдачу судового билета в размере 100 руб.

Применительно к какому регистрационному действию взимается госпошлина, предусмотренная "пп. 61 п. 1 ст. 333.33" НК РФ за выдачу свидетельства о праве собственности для спортивного парусного судна, прогулочного судна, маломерных судов в размере 500 руб., если учесть, что в соответствии с "п. 10 ст. 14" Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации судовой билет удостоверяет право плавания судна под Государственным флагом РФ, право собственности на судно, годность судна к плаванию?

3. Согласно "пп. 4.1 п. 3 ст. 333.35" НК РФ госпошлина не уплачивается за государственную регистрацию права оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности. В соответствии со "ст. 130" ГК РФ к недвижимому имуществу относятся подлежащие государственной регистрации суда внутреннего плавания.

Взимается ли госпошлина с учреждений, за которыми имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, закреплено на праве оперативного управления, при их обращении за совершением следующих юридически значимых действий: государственная регистрация в Государственном судовом реестре (далее - ГСР) ("пп. 59 п. 1 ст. 333.33" НК РФ); государственная регистрация изменений, вносимых в ГСР ("пп. 60 п. 1 ст. 333.33" НК РФ); выдача свидетельства на право собственности, за государственную регистрацию ограничений (обременений) прав на суда ("пп. 61 п. 1 ст. 333.33" НК РФ); выдача свидетельства о праве плавания под Государственным флагом РФ ("пп. 62 п. 1 ст. 333.33" НК РФ); выдача судового билета ("пп. 66 п. 1 ст. 333.33" НК РФ); выдача дубликата судового билета ("пп. 67 п. 1 ст. 333.33" НК РФ)?

4. Согласно "п. 123" Приказа Минтранса России от 26.09.2001 N 144 "Об утверждении Правил государственной регистрации судов" место государственной регистрации судна может быть изменено на основании заявления собственника судна, направляемого в адрес администрации бассейна прежнего места регистрации и в адрес администрации бассейна нового места регистрации. Вместе с заявлением предъявляется документ об уплате госпошлины.

Каков порядок уплаты госпошлины? Следует ли уплачивать госпошлину по старому и по новому месту регистрации судна?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 5 марта 2013 г. N 03-05-04-03/6476

В связи с письмом по вопросу уплаты государственной пошлины за совершение действий, связанных с государственной регистрацией судов в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов, реестре маломерных судов или бербоут-чартерном реестре, за любые вносимые в них изменения, а также за ежегодное подтверждение регистрации судна в Российском международном реестре судов Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.

1. "Подпунктами 108" и "109 п. 1 ст. 333.33" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлены размеры государственной пошлины за регистрацию судов, за ежегодное подтверждение регистрации судна в Российском международном реестре судов при валовой вместимости судна от 80 единиц и свыше.

Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию, за ежегодное подтверждение регистрации судна в Российском международном реестре судов, валовая вместимость которых менее 80 единиц, "Кодексом" не установлены.

2. Согласно "ст. 27" Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ) и "п. п. 9" - "10 ст. 14" Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации подлежащие государственной регистрации спортивные парусные суда, прогулочные суда и маломерные суда должны иметь судовой билет и судовую роль (список членов экипажа судна).

Судовой билет удостоверяет право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, принадлежность судна на праве собственности определенному субъекту, вместимость судна, годность судна к плаванию.

В соответствии со "ст. 333.16" Кодекса в целях гл. 25.3 "Государственная пошлина" Кодекса выдача документов (их дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.

Следовательно, по мнению Департамента, в случае если при государственной регистрации в реестре маломерных судов собственнику спортивного парусного судна, прогулочного судна, маломерного судна выдается свидетельство о праве собственности на судно, то за его выдачу должна уплачиваться государственная пошлина согласно "пп. 61 п. 1 ст. 333.33" Кодекса.

В случае если при государственной регистрации в реестре маломерных судов выдается судовой билет, удостоверяющий право собственности на спортивное парусное судно, прогулочное судно, маломерное судно, то за его выдачу должна уплачиваться государственная пошлина в соответствии с "пп. 66 п. 1 ст. 333.33" Кодекса.

3. "Подпунктом 4.1 п. 3 ст. 333.35" Кодекса установлено, что за государственную регистрацию права оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности, государственная пошлина не уплачивается.

Из положений вышеуказанной "нормы" Кодекса следует, что применение данной льготы относится только к совершению указанного юридически значимого действия и на другие действия не распространяется.

4. Согласно "ст. 43" КТМ РФ порт (место) государственной регистрации судна изменяется по заявлению судовладельца. При изменении порта (места) государственной регистрации судна все сведения, содержащиеся в реестре судов, ведущемся в прежнем порту (месте) государственной регистрации судна, вносятся в реестр судов, ведущийся в новом порту (месте) государственной регистрации судна, на основании документов, переданных капитаном прежнего порта (места) государственной регистрации судна.

Государственная регистрация судна в реестре судов, ведущемся в новом порту (месте) государственной регистрации судна, удостоверяется вновь выданным свидетельством о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации или судовым билетом.

В силу "ст. 333.16" Кодекса государственная пошлина является сбором, взимаемым с физических лиц и организаций при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 Кодекса, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

В соответствии с "п. 3 ст. 333.18" Кодекса государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме.

С учетом изложенного, по мнению Департамента, государственная пошлина должна уплачиваться по новому месту регистрации судов.

Врио директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

05.03.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).