Письмо Минфина России от 04.03.2013 N 03-03-06/1/6366

Если организация (лизингодатель) по договору факторинга передает банку права на получение лизинговых платежей от третьего лица (лизингополучателя) и выплачивает банку комиссионное вознаграждение за оказанную услугу, база по налогу на прибыль у лизингодателя определяется как разница между доходом от реализации права требования (полученных от банка денежных средств) и стоимостью самого права требования включая комиссионное вознаграждение. Убыток от данной операции признается в расходах с учетом ограничений, установленных ст. 279 НК РФ.

Вопрос: По договору безрегрессного факторинга лизинговая организация продала банку право на получение будущих лизинговых платежей по номиналу и уплатила комиссионное вознаграждение банку фиксированной суммой в рублях отдельным платежом. Банк выставил акт оказанных услуг на комиссионное вознаграждение и счет-фактуру в месяце подписания договора.

Каков порядок учета для целей налога на прибыль расходов на комиссионное вознаграждение?

Облагается ли НДС сумма финансирования, полученная от банка по договору факторинга?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 4 марта 2013 г. N 03-03-06/1/6366

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения и сообщает следующее.

Из письма следует, что лизинговая организация (лизингодатель) реализовала банку право на получение лизинговых платежей от третьего лица (лизингополучателя). За оказанную банком услугу лизинговая организация уплатила комиссионное вознаграждение.

Согласно "п. 1 ст. 824" Гражданского кодекса Российской Федерации по договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование.

Особенности определения налоговой базы при уступке (переуступке) права требования установлены "ст. 279" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В соответствии с "п. 1 ст. 279" НК РФ при уступке налогоплательщиком - продавцом товара (работ, услуг), осуществляющим исчисление доходов (расходов) по методу начисления, права требования долга третьему лицу до наступления предусмотренного договором о реализации товаров (работ, услуг) срока платежа отрицательная разница между доходом от реализации права требования долга и стоимостью реализованного товара (работ, услуг) признается убытком налогоплательщика. При этом размер убытка для целей налогообложения не может превышать суммы процентов, которую налогоплательщик уплатил бы с учетом требований "ст. 269" НК РФ по долговому обязательству, равному доходу от уступки права требования, за период от даты уступки до даты платежа, предусмотренного договором на реализацию товаров (работ, услуг).

Нормами гражданского законодательства Российской Федерации не предусмотрена обязанность клиента по выплате финансовому агенту вознаграждения при уступке ему права требования.

Вместе с тем, если договором финансирования под уступку денежного требования предусмотрено кроме перечисления финансовым агентом суммы финансирования в счет оплаты денежного требования вознаграждение финансового агента, указанное вознаграждение должно учитываться при определении цены уступки права требования.

В связи с этим, по мнению Департамента, вознаграждение финансового агента следует учитывать при определении предусмотренной "п. 1 ст. 279" НК РФ разницы между доходом от реализации права требования долга и стоимостью реализованного товара (работ, услуг) (убытка от уступки прав требования).

Одновременно сообщаем, что при решении вопроса о применении налога на добавленную стоимость в отношении денежных средств, полученных от банка по договору факторинга, следует руководствоваться "ст. ст. 146", "153" и "155" НК РФ.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

04.03.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).