Письмо Минфина России от 04.03.2013 N 03-04-05/7-169

Разъяснен порядок получения имущественного вычета по НДФЛ при приобретении жилого помещения участником федеральной целевой программы "Жилище", если ранее этим лицом была безвозмездно передана органу местного самоуправления другая квартира, принадлежавшая ему на праве собственности.

Вопрос: В рамках "подпрограммы" "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы налогоплательщику, отнесенному к категории эвакуированных с территории производственного объединения "Маяк", был выдан жилищный сертификат для приобретения жилого помещения за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с "п. 16.1" Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 норматив общей площади жилого помещения применяется при расчете размера социальной выплаты, если гражданином - участником подпрограммы и (или) членами его семьи, имеющими в собственности жилое помещение (жилые помещения) без установленных обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность.

Налогоплательщик безвозмездно передал однокомнатную квартиру, принадлежащую ему на праве собственности, органу местного самоуправления.

В октябре 2011 г. налогоплательщик по договору купли-продажи приобрел квартиру за счет средств государственного жилищного сертификата о выделении социальной выплаты на приобретение жилья и собственных средств.

В каком порядке налогоплательщик может получить имущественный налоговый вычет по НДФЛ в отношении расходов на приобретение квартиры?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 4 марта 2013 г. N 03-04-05/7-169

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу получения имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц и в соответствии со "ст. 34.2" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

"Пунктом 1" Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (далее - Постановление N 153) установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации вышеуказанной "подпрограммы" является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

В соответствии с "п. 13" Постановления N 153 социальная выплата предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения.

"Пунктом 16" Постановления N 153 установлен норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты.

При этом в соответствии с "пп. "в" п. 16.1" Постановления N 153 гражданином - участником подпрограммы и (или) членами его семьи, имеющими в собственности жилое помещение (жилые помещения) без установленных обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность.

Из письма следует, что налогоплательщику в рамках "подпрограммы" "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы был выдан жилищный сертификат для приобретения жилого помещения за счет средств федерального бюджета. При этом налогоплательщик в установленном порядке безвозмездно передал однокомнатную квартиру, принадлежащую ему на праве собственности, органу местного самоуправления.

В октябре 2011 г. налогоплательщик по договору купли-продажи приобрел квартиру за счет средств государственного жилищного сертификата о выделении социальной выплаты на приобретения жилья и собственных средств.

"Подпунктом 2 п. 1 ст. 220" Кодекса установлено, что при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов, в частности, на приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них.

Согласно "абз. 26 пп. 2 п. 1 ст. 220" Кодекса имущественный налоговый вычет, предусмотренный данным подпунктом, не применяется в случаях, если оплата расходов на строительство или приобретение жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них для налогоплательщика производится, в частности, за счет выплат, предоставленных из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Учитывая изложенное, в целях получения имущественного налогового вычета участником "программы" "Жилище" в расходы на приобретение жилого помещения на основании жилищного сертификата включаются израсходованные собственные средства, а также стоимость безвозмездно переданной однокомнатной квартиры, если имеются документы, подтверждающие расходы на ее приобретение.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

04.03.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).