Письмо Минфина России от 04.03.2013 N 03-03-06/1/6365

Векселедержатель может уменьшить налоговую базу по операциям с ценными бумагами на убыток, возникший при досрочном погашении векселя.

Вопрос: В 2009 г. ЗАО по договору поставки с ООО (покупателем) в качестве оплаты за оборудование собственного производства получило банковские векселя со сроком платежа "по предъявлении, но не ранее 20.05.2011".

В период мирового финансового кризиса ЗАО было вынуждено предъявить все векселя к оплате в банк досрочно с целью пополнения оборотных средств в рамках получения дебиторской задолженности с дисконтом в размере 30%.

Таким образом, в 2009 г. ЗАО при взыскании дебиторской задолженности получило убыток в виде дисконта от досрочного погашения векселей, использованных в качестве средства платежа.

Правомерно ли ЗАО считает, что оно не имело дохода от операций с ценными бумагами (реализация векселей), как это предусмотрено "ст. ст. 280", "283" НК РФ?

Правомерно ли отнесение полученной разницы в виде дисконта по предъявленным к оплате векселям в состав внереализационных расходов при исчислении налога на прибыль?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 4 марта 2013 г. N 03-03-06/1/6365

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения и сообщает следующее.

Из письма следует, что векселедатель выдал простой (процентный) вексель. Векселедержатель данный вексель никому не передавал и не реализовывал. До срока платежа векселедержатель предъявил вексель векселедателю к погашению.

Согласно "ст. 143" Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вексель относится к ценным бумагам.

При этом согласно "ст. 815" ГК РФ в случаях, когда в соответствии с соглашением сторон заемщиком выдан вексель, удостоверяющий ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) либо иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока полученные взаймы денежные суммы, отношения сторон по векселю регулируются законом о переводном и простом векселе.

Таким образом, вексель имеет двойственную природу. С одной стороны, вексель признается займом, а с другой стороны, ценной бумагой.

В соответствии с "пп. 10 п. 1 ст. 251" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств или иного имущества, которые получены по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам), а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований.

"Пунктом 12 ст. 270" НК РФ определено, что при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде средств или иного имущества, которые переданы по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая долговые ценные бумаги), а также в виде средств или иного имущества, которые направлены в погашение таких заимствований.

Следовательно, для векселедателя выданный вексель следует рассматривать как заключение договора займа. Денежные средства, полученные от векселедержателя, не будут признаваться доходом векселедателя для целей налогообложения. При погашении векселя денежные средства, возвращенные векселедателем векселедержателю, не включаются в состав расходов векселедателя для целей налогообложения.

Следует отметить, что аналогичного мнения придерживается Президиум ВАС РФ в своем "Постановлении" от 24.11.2009 N 9995/09.

Что касается векселедержателя, то следует обратить внимание на следующее.

Особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами установлены "ст. 280" НК РФ.

"Пунктом 2 ст. 280" НК РФ определено, что доходы налогоплательщика от операций по реализации или иного выбытия ценных бумаг (в том числе погашения) определяются, в частности, исходя из цены реализации или иного выбытия ценной бумаги.

Расходы при реализации (или ином выбытии) ценных бумаг, в том числе инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда, определяются исходя из цены приобретения ценной бумаги (включая расходы на ее приобретение), затрат на ее реализацию и размера скидок с расчетной стоимости инвестиционных паев.

Следовательно, налоговая база по операциям с ценными бумагами определяется не только в момент реализации ценных бумаг, но и в момент их иного выбытия (в том числе погашения).

Таким образом, для векселедержателя полученный вексель следует рассматривать как ценную бумагу, при погашении которой налоговую базу необходимо определять с учетом особенностей, установленных "ст. 280" НК РФ.

В соответствии с "п. 10 ст. 280" НК РФ налогоплательщики, получившие убыток (убытки) от операций с ценными бумагами в предыдущем налоговом периоде или в предыдущие налоговые периоды, вправе уменьшить налоговую базу, полученную по операциям с ценными бумагами в отчетном (налоговом) периоде (перенести указанные убытки на будущее), в порядке и на условиях, которые установлены "ст. 283" НК РФ.

Таким образом, учитывая, что вексель векселедержателем погашается и, следовательно, определяется налоговая база по операциям с ценными бумагами, убыток, возникший при досрочном погашении векселя, может быть учтен векселедержателем для целей налогообложения. Данный убыток уменьшает налоговую базу, полученную по операциям с ценными бумагами.

Одновременно сообщаем, что мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с "Письмом" Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

04.03.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).