Письмо Минфина России от 28.06.2013 N 03-03-06/1/24632

Налогоплательщик, определивший в учетной политике для целей налогообложения прибыли перечень прямых расходов, которые нельзя отнести к конкретному производственному процессу по изготовлению товаров (выполнению работ, оказанию услуг), самостоятельно устанавливает механизм распределения данных затрат с применением экономически обоснованных показателей.

Вопрос: ООО заключило с ОАО трехлетний контракт на исполнение работ по государственному оборонному заказу по сервисному обслуживанию самолетов.

Указанным контрактом предусмотрено выполнение работ в три этапа:

- работы в 2011 г. должны быть выполнены и сданы до 15.11.2011;

- работы в 2012 г. должны быть выполнены и сданы до 15.11.2012;

- работы в 2013 г. должны быть выполнены и сданы до 15.11.2013.

На каждый год согласовывается перечень работ по сервисному обслуживанию самолетов (спецификация), в котором есть сноски и некоторые виды работ могут выполняться в течение 2 лет. Так, спецификацией на 2012 г. предусмотрено, что одна часть работ должна быть сдана в 2012 г. (до 15.11.2012), а вторая часть - в 2013 г., но не позже 15.11.2013.

ООО в целях исчисления налога на прибыль применяет метод начисления.

В связи с тем что предусмотрена поэтапная сдача работ, ООО в учетной политике для целей налогообложения определило следующий порядок учета доходов и расходов:

- доход от реализации работ признается при сдаче каждого этапа работ;

- прямые расходы признаются в том в отчетном (налоговом) периоде, в котором сдан соответствующий этап работы (то есть по мере реализации работы, в стоимости которой они учтены);

- косвенные расходы полностью признаются в том в отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы произведены (то есть в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода).

Правомерен ли такой порядок признания доходов и расходов от выполнения работ для целей налога на прибыль, если условиями заключенных договоров предусмотрена их поэтапная сдача?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 28 июня 2013 г. N 03-03-06/1/24632

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу признания для целей налогообложения прибыли организаций доходов и расходов от выполнения работ, если условиями заключенных договоров предусмотрена их поэтапная сдача, при применении налогоплательщиком метода начисления и сообщает следующее.

"Абзацем 2 п. 2 ст. 271" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что по производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом в случае, если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг), доход от реализации указанных работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с принципом формирования расходов по указанным работам (услугам).

Согласно "п. 3 ст. 271" Кодекса датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемая в соответствии с "п. 1 ст. 39" Кодекса. В этой связи указанная дата определяется на момент перехода права собственности по результатам выполненных работ.

Таким образом, на основании "п. 3 ст. 271" Кодекса в случае выполнения работ на основании договора, предусматривающего поэтапную сдачу работ заказчику, организация-исполнитель определяет доход от реализации таких работ по договору на соответствующие даты сдачи заказчику этапов выполненных работ в размере их договорной стоимости.

При этом отнесение возникших расходов к расходам текущего отчетного (налогового) периода осуществляется налогоплательщиком в общеустановленном порядке, то есть при методе начисления - в соответствии со "ст. ст. 272", "318" Кодекса.

Согласно "п. 1 ст. 318" Кодекса расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные.

Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

К прямым расходам могут быть отнесены, в частности:

материальные затраты, определяемые в соответствии с "пп. 1" и "4 п. 1 ст. 254" Кодекса;

расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;

суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.

К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со "ст. 265" Кодекса, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

"Пунктом 2 ст. 318" Кодекса предусмотрено, что прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со "ст. 319" Кодекса.

В соответствии с "п. 1 ст. 319" Кодекса в случае, если отнести прямые расходы к конкретному производственному процессу по изготовлению данного вида продукции (работ, услуг) невозможно, налогоплательщик в своей учетной политике для целей налогообложения самостоятельно определяет механизм распределения указанных расходов с применением экономически обоснованных показателей.

При этом сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных "Кодексом". В аналогичном порядке включаются в расходы текущего периода внереализационные расходы.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

28.06.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).