Письмо Минфина России от 28.06.2013 N 03-05-05-03/24838

При исчислении размера госпошлины (нотариального тарифа) за выдачу свидетельства о праве на наследство нотариусы могут использовать сведения об инвентаризационной стоимости недвижимости, которые предоставлены органами, осуществляющими государственный технический учет.

Вопрос: На основании "пп. 5 п. 1 ст. 333.25" НК РФ при исчислении размера госпошлины за выдачу свидетельств о праве на наследство принимается стоимость наследуемого имущества, определенная в соответствии с "пп. 7" - "10 п. 1 ст. 333.25" НК РФ.

Для исчисления размера госпошлины по выбору плательщика может быть представлен документ с указанием инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости имущества, выданный лицами, указанными в "пп. 7" - "10 п. 1 ст. 333.25" НК РФ. Нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные действия, не вправе определять вид стоимости имущества (способ оценки) в целях исчисления госпошлины и требовать от плательщика представления документа, подтверждающего данный вид стоимости имущества (способ оценки).

В случае представления нескольких документов, выданных организациями (органами) или специалистами-оценщиками (экспертами), указанными в "пп. 7" - "10 п. 1 ст. 333.25" НК РФ, с указанием различной стоимости имущества при исчислении размера госпошлины принимается наименьшая из указанных стоимостей имущества.

На основании "пп. 6 п. 1 ст. 333.25" НК РФ оценка стоимости наследственного имущества производится исходя из стоимости наследуемого имущества на день открытия наследства. Днем открытия наследства согласно "ст. 1114" ГК РФ является день смерти гражданина.

Согласно "пп. 8 п. 1 ст. 333.25" НК РФ стоимость недвижимого имущества, за исключением земельных участков, может определяться оценщиками, юридическими лицами, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, или организациями (органами) по учету объектов недвижимого имущества по месту его нахождения.

Стоимость земельных участков может определяться оценщиками, юридическими лицами, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, или федеральным органом, осуществляющим кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и его территориальными подразделениями ("пп. 9 п. 1 ст. 333.25" НК РФ).

В соответствии с Федеральным "законом" от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) с 1 января 2013 г. вместо государственного технического учета объектов капитального строительства - зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в отношении указанных объектов осуществляется государственный кадастровый учет.

Согласно изменениям, внесенным "Приказом" Минэкономразвития России от 25.10.2012 N 697 в "форму" запроса о предоставлении сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, в виде кадастровой справки о кадастровой стоимости земельного участка, сведения о кадастровой стоимости земельного участка органами кадастрового учета могут быть предоставлены на определенную дату, в том числе на дату открытия наследства.

В то же время кадастровая оценка объектов капитального строительства (зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства), расположенных на территории субъекта РФ, определена на 1 января 2013 г. и останется неизменной в течение последующих 5 лет.

Какой вид стоимости объектов недвижимого имущества применяется нотариусами для исчисления нотариального тарифа за выдачу свидетельства о праве на наследство на имущество наследодателей, умерших до 1 января 2013 г. и после указанной даты?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 28 июня 2013 г. N 03-05-05-03/24838

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу исчисления нотариусами размера государственной пошлины (нотариального тарифа) за выдачу свидетельств о праве на наследство и сообщает.

На основании "пп. 5 п. 1 ст. 333.25" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) для исчисления государственной пошлины по выбору плательщика может быть представлен документ с указанием инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости имущества, выданный лицами, указанными в "пп. 7" - "10 п. 1 ст. 333.25" НК РФ. Нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные действия, не вправе определять вид стоимости имущества (способ оценки) в целях исчисления государственной пошлины и требовать от плательщика представления документа, подтверждающего данный вид стоимости имущества (способ оценки).

Согласно "пп. 8" и "9 п. 1 ст. 333.25" НК РФ стоимость недвижимого имущества, за исключением земельных участков, может определяться оценщиками, юридическими лицами, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, или организациями (органами) по учету объектов недвижимого имущества по месту его нахождения. Стоимость земельных участков может определяться оценщиками, юридическими лицами, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, или федеральным органом, осуществляющим кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и его территориальными подразделениями.

В соответствии с "ч. 2.3" и "3 ст. 43" Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, а также подведомственные органу кадастрового учета государственные бюджетные учреждения осуществляли расчет инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества, а также государственный учет объектов капитального строительства в переходный период до 1 января 2013 г.

С 1 января 2013 г. государственный учет объектов капитального строительства осуществляется Росреестром. При этом в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости, производится их государственная кадастровая оценка ("гл. III.1" Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").

Согласно положениям "ч. 3 ст. 44" Федерального закона N 221-ФЗ кадастровые инженеры осуществляют в установленном Федеральным законом N 221-ФЗ порядке кадастровую деятельность в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства с 1 января 2013 г. При этом с 1 января 2013 г. и до 1 января 2014 г. эту кадастровую деятельность наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, которые 31 декабря 2012 г. имели право осуществлять государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию данных объектов недвижимости.

С учетом изложенного с 1 января 2013 г. и до 1 января 2014 г. организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации вправе осуществлять государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию данных объектов недвижимости и, соответственно, выдавать справки об инвентаризационной стоимости объекта недвижимости.

Между тем согласно "Закону" Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" для целей исчисления налога на имущество физических лиц применяется инвентаризационная стоимость объектов недвижимого имущества (жилых домов, квартир, дач, гаражей, прочих строений, помещений, сооружений).

По мнению Департамента, сведения, предоставляемые органами, осуществляющими государственный технический учет, об инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества, могут применяться нотариусами при исчислении государственной пошлины (нотариального тарифа) за выдачу свидетельства о праве на наследство.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

28.06.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).