Письмо Минфина России от 28.06.2013 N 03-04-05/24895

Доходы, полученные гражданином Белоруссии в связи с работой на территории указанного государства по трудовому договору с российской организацией, не являются вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей в РФ и не относятся к доходам от источников в России. В данном случае налоговый орган не обязан подтверждать факт выплаты дохода российской компанией.

Вопрос: С 2011 г. согласно законодательству Белоруссии освобождаются от уплаты подоходного налога граждане, получившие доход за границей на счет в белорусском банке и предъявившие подтверждение из налогового органа иностранного государства о полученном доходе.

Гражданин гражданин Республики Беларусь с 2010 по 2012 гг. работал по трудовому договору с российской организацией на территории Республики Беларусь. Налоги с доходов он самостоятельно уплачивал в Белоруссии, в РФ его доходы НДФЛ не облагались. В 2013 г. организация отказалась подать в налоговый орган данные по доходам, полученным гражданином Белоруссии в 2010 - 2011 гг. в РФ.

В каком порядке гражданин Белоруссии может получить подтверждение о полученных в РФ доходах в налоговых органах РФ?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 28 июня 2013 г. N 03-04-05/24895

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение о выдаче налоговыми органами справок иностранным гражданам о доходах, полученных ими в Российской Федерации, и в соответствии со "ст. 34.2" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Из обращения следует, что гражданин Республики Беларусь, постоянно проживающий в Белоруссии, работает по трудовому договору с российской организацией на территории Белоруссии.

При этом сообщается, что для целей получения льгот, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, требуется представление налогоплательщиками подтверждения налогового органа иностранного государства о полученном доходе.

Согласно "п. 1 ст. 207" Кодекса налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии с "п. 3 ст. 208" Кодекса к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации, относится, в частности, вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации.

Таким образом, доходы гражданина Республики Беларусь, полученные в связи с его работой в Белоруссии по трудовому договору с российской организацией, не являются вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей в Российской Федерации и в соответствии с "Кодексом" не относятся к доходам от источников в Российской Федерации.

Сведения о доходах по "форме 2-НДФЛ" представляются налоговыми агентами в налоговые органы только в отношении лиц, являющихся налогоплательщиками в Российской Федерации, которым налоговый агент выплачивал доходы, подлежащие налогообложению в Российской Федерации.

Граждане Республики Беларусь, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации и не получающие доходы от источников в Российской Федерации, в соответствии с "п. 1 ст. 207" Кодекса не являются налогоплательщиками по налогу на доходы физических лиц в Российской Федерации.

В отношении доходов, выплачиваемых российской организацией гражданину Белоруссии, не являющемуся налогоплательщиком в Российской Федерации, в связи с его деятельностью в Республике Беларусь, российская организация налоговым агентом не признается и, соответственно, сведения по "форме 2-НДФЛ" в отношении таких доходов в налоговый орган не направляет.

Обязанность налоговых органов по подтверждению фактов выплаты дохода российской организацией, а также фактов правомерной уплаты (неуплаты) налога на доходы физических лиц с доходов иностранных граждан, не являющихся налогоплательщиками в Российской Федерации, "Кодексом" не установлена.

Одновременно обращаем внимание, что в отношениях между Россией и Белоруссией действует "Соглашение" между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Белоруссия о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства. При этом в соответствии со "ст. 1" данного Соглашения компетентным органом, оказывающим содействие в целях обеспечения надлежащего исполнения налогового законодательства, применительно к Российской Федерации является Государственная налоговая служба Российской Федерации (в настоящее время - Федеральная налоговая служба).

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

28.06.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).