Письмо Минфина России от 20.06.2013 N 03-01-11/23337

Финансовое ведомство считает необоснованным увеличение процентной ставки, по которой начисляются проценты на суммы излишне уплаченных налогов. Кроме того, министерство отклонило предложение об установлении новой формы налогового контроля - оперативной проверки.

Вопрос: О начислении пеней в случае просрочки уплаты налога, а также об уплате налогоплательщику процентов при нарушении срока возврата излишне уплаченного налога; об уточнении платежей при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога и о перерасчете пеней; об установлении оперативной налоговой проверки; о налогообложении НДФЛ доходов в натуральной форме при оплате проезда к месту работы и обратно работодателем.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 20 июня 2013 г. N 03-01-11/23337

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение и по поставленным в этом обращении вопросам применения "частей первой" и "второй" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сообщает следующее.

1. О начислении пеней в случае просрочки исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога, а также об уплате налогоплательщику процентов в случае нарушения срока возврата суммы излишне уплаченного налога.

Возражая против позиции автора рассматриваемого обращения о наличии несоответствий положений "ст. ст. 75" и "78" Кодекса (о начислении пеней и об уплате процентов в случае нарушения срока возврата суммы излишне уплаченного налога) "ст. ст. 8 (ч. 2)" и "35 (ч. 2)" Конституции Российской Федерации, представляется необходимым отметить, что "Конституцией" Российской Федерации закрепляются не только признание и защита в Российской Федерации равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, но также и обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Основываясь на признании всеобщности и равенства налогообложения, законодательством о налогах и сборах предусматривается обязанность налогоплательщиков уплачивать налоги в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.

Одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов является взимание пеней (за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога).

Вопрос о конституционности взыскания пеней в случаях уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными сроки неоднократно был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, которым на основе анализа "ст. 75" и других положений "Кодекса" было указано, что по смыслу "ст. 57" Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом, а неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по указанному налогу, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременной уплаты налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок. Таким образом, взыскание пеней с налогоплательщика, который не уплатил налог в установленный срок, обусловлено природой налога как обязательного платежа и не противоречит "Конституции" Российской Федерации.

По своей природе пеня относится к мерам государственного принуждения правовосстановительного характера, направленным на понуждение налогоплательщиков к исполнению их конституционной обязанности по уплате законно установленных налогов.

Обязанность налогоплательщиков платить законно установленные налоги имеет особый публично-правовой характер, а ее реализация предполагает субординацию, властное подчинение одной стороны другой; налогоплательщики не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенных денежных сумм подлежит взносу в казну, и обязаны регулярно перечислять суммы налогов в пользу государства.

Государство, следуя необходимости своевременного и в полном объеме взимания законно установленных налогов как условия надлежащего финансового обеспечения конституционных функций публичной власти и реализуя свой фискальный суверенитет, вправе и обязано использовать эффективные инструменты (включая пени) и механизмы, обеспечивающие надлежащее выполнение налогоплательщиками возложенных на них обязанностей и защиту публичных интересов в случаях неуплаты или несвоевременной уплаты налогов.

Поскольку налогоплательщики должны правильно и своевременно уплачивать налоги, отсутствует обязанность налогоплательщиков уплачивать излишние суммы налогов, представляется необоснованным увеличение процентной ставки (равной в настоящее время ставке рефинансирования Банка России), по которой начисляются в соответствии со "ст. 78" Кодекса проценты на суммы излишне уплаченных налогов.

2. Об уточнении платежей и перерасчете пеней.

Общие правила об исполнении обязанности налогоплательщиков по уплате налогов установлены "ст. 45" Кодекса.

Согласно "п. 7 ст. 45" Кодекса поручения на перечисление налогов в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства должны заполняться налогоплательщиками в соответствии с установленными правилами заполнения таких поручений.

В силу "пп. 4 п. 4 указанной статьи" обязанность по уплате налога не признается исполненной в случае неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

В случае когда сумма налога перечислена в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

В указанном случае на основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, если такая совместная сверка проводилась, налоговый орган согласно "п. 7 ст. 45" Кодекса принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налогоплательщиком налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.

Кроме того, с 2008 г. урегулирован механизм межбюджетных зачетов.

3. Об установлении нового вида налоговых проверок - оперативной проверки.

Предложения об установлении нового вида налоговых проверок - оперативной проверки в Минфине России неоднократно рассматривались и не были поддержаны.

Использование действующих инструментов налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля достаточно для контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

4. Обложение налогом на доходы физических лиц доходов в натуральной форме, связанных с оплатой проезда к месту работы и обратно.

"Статья 41" Кодекса определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с "гл. 23" "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

"Глава 23" "Налог на доходы физических лиц" Кодекса не содержит положений, предусматривающих различный порядок налогообложения тех или иных доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме, связанных с оплатой проезда к месту работы и обратно сотрудников организации, в зависимости от организационно-правовой формы работодателя.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Р.А.СААКЯН

20.06.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).