Письмо Минфина России от 14.06.2013 N ЕД-4-3/10719

Негосударственный пенсионный фонд вправе учитывать убытки, которые понесены при использовании имущества, переданного в доверительное управление. Сумма убытков рассчитывается доверительным управляющим в отношении каждого договора доверительного управления.

Вопрос: Как НПФ в налоговой декларации по налогу на прибыль следует рассчитывать финансовый результат по договорам доверительного управления пенсионными резервами: по каждому договору или по каждому виду инвестиций?

Если по каждому договору, нужно ли и в каком порядке рассчитывать доход по ставке рефинансирования, подлежащий отражению в "строках 140", "150" и "180 листа 06" налоговой декларации по налогу на прибыль?

Какие убытки, подлежащие переносу на будущий отчетный (налоговый) период, возможно будет отразить в "строках 440", "480" и "520 листа 06" декларации?

Вправе ли НПФ отразить в "строках 420", "460" и "500 листа 06" декларации убытки, понесенные НПФ в полном объеме, с учетом доходов, рассчитанных по ставке рефинансирования на основании "ст. 295" НК РФ?

Как сформировать данные "строк 420", "460" и "500 листа 06" декларации, если данные "строк 440", "480" и "520 листа 06" декларации за прошлый налоговый период имеют нулевое значение?

В соответствии с "п. 2 ст. 295" НК РФ доход, полученный от размещения пенсионных резервов, НПФ определяет как положительную разницу между полученным доходом от размещения пенсионных резервов и доходом, рассчитанным исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, и суммой размещенного резерва с учетом времени фактического размещения, за исключением дохода, размещенного на солидарных пенсионных счетах, по итогам налогового периода.

С 1 января 2011 г. согласно "п. 4.1 ст. 276" НК РФ убытки от использования имущества, переданного в доверительное управление, не учитываются при налогообложении прибыли у выгодоприобретателя.

В соответствии с "Письмом" Минфина России от 21.11.2011 N 03-03-06/3/13 прибыль, полученная по одному договору доверительного управления, не может быть уменьшена на убыток, полученный по другому договору доверительного управления.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 14 июня 2013 г. N ЕД-4-3/10719

Федеральная налоговая служба в связи с письмами о порядке отражения негосударственными пенсионными фондами (далее - фонд, НПФ) в налоговой "декларации" по налогу на прибыль организаций финансовых результатов по договорам доверительного управления пенсионными резервами сообщает следующее.

Согласно "п. 1 ст. 1012" Гражданского кодекса Российской Федерации по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).

Особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций участниками договора доверительного управления имуществом установлены "ст. ст. 276" и "332" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Так, организация, которая по условиям договора доверительного управления является управляющей имуществом, обязана вести раздельный аналитический учет по доходам и расходам, связанным с исполнением договора доверительного управления, в разрезе каждого договора доверительного управления ("ст. 332" Кодекса).

При этом если в течение срока действия договора доверительного управления, по условиям которого учредитель управления не является выгодоприобретателем, получен убыток от использования имущества, переданного в доверительное управление, то этот убыток не учитывается при определении налоговой базы по налогу учредителем управления и выгодоприобретателем в соответствии с "п. 4.1 ст. 276" Кодекса (в редакции, действующей с 1 января 2013 г.).

Соответственно, если учредитель управления является выгодоприобретателем, то убытки, полученные от использования имущества, переданного в доверительное управление, учитываются при определении его налоговой базы.

Федеральным "законом" от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" установлено, что негосударственный пенсионный фонд осуществляет размещение средств пенсионных резервов как самостоятельно, так и через управляющую компанию (управляющие компании). При этом фонд является учредителем управления и выгодоприобретателем.

Следовательно, фонд вправе при налогообложении прибыли учитывать убытки, полученные от использования имущества, переданного в доверительное управление. При этом убытки рассчитываются доверительным управляющим в разрезе каждого договора доверительного управления.

Необходимость учета доходов и расходов, полученных (произведенных) в рамках доверительного управления средствами пенсионных резервов (в том числе размещенных в ценные бумаги), по видам инвестиций и видам доходов по совокупности с аналогичными доходами и расходами, полученными фондом при самостоятельном размещении средств пенсионных резервов, вытекает из следующих положений Кодекса:

- в "ст. 295" Кодекса указано, что к доходам, полученным от размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов, в частности, относятся доходы от размещения средств пенсионных резервов в ценные бумаги, осуществления инвестиций и других вложений, установленных законодательством о негосударственных пенсионных фондах, определяемые в порядке, установленном Кодексом для соответствующих видов доходов;

- при доверительном управлении пенсионными резервами доверительный управляющий представляет учредителю управления (выгодоприобретателю) сведения о полученных доходах и расходах по доверительному управлению имуществом для их учета учредителем управления (выгодоприобретателем) при определении налоговой базы в соответствии с "гл. 25" Кодекса. При доверительном управлении ценными бумагами доверительный управляющий определяет доходы и расходы в порядке, предусмотренном "ст. 280" Кодекса. "Пунктом 10 этой же статьи" Кодекса установлены особенности переноса на будущее убытков от операций с ценными бумагами.

Принимая во внимание, что убытки, полученные от использования имущества, переданного в доверительное управление, учитываются фондом при налогообложении прибыли, при определении показателей "листа 06" "Доходы, расходы и налоговая база, полученная негосударственным пенсионным фондом от размещения пенсионных резервов" налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (форма и порядок заполнения которой утверждены Приказом ФНС России от 22.03.2012 N ММВ-7-3/174@) нет необходимости отдельно рассчитывать доходы и расходы по ценным бумагам по прибыльным и убыточным договорам доверительного управления. Соответственно, нет необходимости рассчитывать отдельно по каждому договору доверительного управления и доходы по ставке рефинансирования Банка России, подлежащие отражению в "строках 140", "150" и "180 листа 06" налоговой декларации.

Что касается "строк 420", "460" и "500 листа 06" декларации, то по ним отражаются входящие сальдо по суммам убытков или части убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах по операциям с ценными бумагами и от осуществления других инвестиций, которые переносятся из "строк 440", "480" и "520 листа 06" декларации за предыдущий налоговый период. Если в декларации за предыдущий налоговый период по данным строкам указаны нули, то и по "строкам 420", "460" и "500 листа 06" декларации за текущий налоговый период проставляются нули.

Порядок учета положений "п. 4.1 ст. 276" Кодекса и отражения в налоговых "декларациях" в 2011 - 2012 гг. убытков, полученных от использования имущества (в том числе ценных бумаг), переданного в доверительное управление, изложен в "Письме" ФНС России от 30.09.2011 N ЕД-4-3/16053@.

Одновременно обращаем внимание на то, что Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в "Решении" от 28.07.2011 N ВАС-8096/11 отметил, что "декларация представляет собой лишь внешнее представление сведений об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога... Порядок исчисления налога... определяется не формой декларации, а соответствующими положениями "Кодекса", а также принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований о налогах и сборах, регулирующими порядок исчисления, а также иные элементы налогообложения по отдельным налогам".

Таким образом, отсутствие в налоговой декларации строк для отражения раздельного поэтапного расчета налоговой базы не изменяет порядка ее расчета, установленного "Кодексом".

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

3 класса

Д.В.ЕГОРОВ

14.06.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).