Письмо Минфина России от 13.06.2013 N ЕД-4-3/10686@

Оказываемые российскими организациями (в том числе на безвозмездной основе) услуги по хранению оборудования, находящегося в собственности международного научно-технического центра, облагаются НДС. Услуги по передаче оборудования муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям в безвозмездное пользование не признаются объектом обложения указанным налогом.

Вопрос: О налогообложении НДС операций по реализации услуг по хранению оборудования, принадлежащего Международному научно-техническому центру (МНТЦ) на праве собственности, оказываемых российскими организациями МНТЦ, а также услуг по передаче данного оборудования в безвозмездное пользование; о налогообложении налогом на имущество организаций имущества МНТЦ, переданного российским организациям.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 13 июня 2013 г. N ЕД-4-3/10686@

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросам налогообложения операций, связанных с имуществом Международного научно-технического центра после выхода Российской Федерации из "Соглашения" об учреждении Международного научно-технического центра (далее - МНТЦ) от 27.11.1992 и из "Протокола" о временном применении указанного Соглашения (предположительно после 01.07.2015) и сообщает следующее.

Как следует из обращения, после завершения проектов, при выполнении которых применялось оборудование МНТЦ, исполнительный директор МНТЦ, как правило, заключал с институтом-исполнителем проекта соглашение о временном хранении оборудования. При списании морально устаревшего оборудования со своего учета МНТЦ снимает с организаций-исполнителей обязанность по его ответственному хранению. При этом, возможно, часть оборудования к 01.07.2015 по разным причинам не перейдет к российским организациям и останется в собственности МНТЦ.

1. В отношении налога на добавленную стоимость (далее - НДС).

В случае если после выхода Российской Федерации из "Соглашения" и прекращения деятельности МНТЦ на территории России российские организации будут оказывать услуги по хранению оборудования, принадлежащего МНТЦ, то при рассмотрении вопроса о налоговых последствиях по НДС для российских организаций необходимо учитывать следующее.

Согласно "пп. 1 п. 1 ст. 146" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.

При этом в целях применения НДС передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказания услуг на безвозмездной основе также признается реализацией товаров (работ, услуг).

Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности ("п. 5 ст. 38" Кодекса).

Учитывая изложенное, операции по реализации услуг по хранению оборудования, принадлежащего МНТЦ на праве собственности, оказываемых российскими организациями МНТЦ, в том числе на безвозмездной основе, признаются объектом налогообложения НДС и подлежат налогообложению этим налогом у российских организаций в общеустановленном порядке.

В том случае, если после выхода Российской Федерации из "Соглашения" и прекращения деятельности МНТЦ на территории России российские организации будут продолжать использовать оборудование, переданное им в безвозмездное пользование МНТЦ, то обращаем внимание на следующее.

Согласно "пп. 5 п. 2 ст. 146" Кодекса оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям не признается объектом налогообложения.

Таким образом, при оказании услуг по передаче оборудования в безвозмездное пользование муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям НДС не исчисляется.

При этом оказание услуг по передаче в пользование на безвозмездной основе оборудования иным лицам является объектом налогообложения НДС, и, соответственно, такие услуги облагаются НДС на территории Российской Федерации.

2. В отношении налога на имущество.

В соответствии со "ст. 373" Кодекса налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со "ст. 374" Кодекса.

Согласно "ст. 374" Кодекса объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено "ст. ст. 378" и "378.1" Кодекса.

В соответствии со "ст. 378" Кодекса имущество, переданное в доверительное управление, а также имущество, приобретенное в рамках договора доверительного управления, подлежит налогообложению (за исключением имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд) у учредителя доверительного управления. Имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, подлежит налогообложению у управляющей компании.

"Статьей 378.1" Кодекса установлено, что имущество, переданное концессионеру и (или) созданное им в соответствии с концессионным соглашением, подлежит налогообложению у концессионера.

Таким образом, по общему правилу налогоплательщиками налога на имущество организаций являются организации - балансодержатели имущества. Исключение составляют лишь случаи, перечисленные в "ст. ст. 378" и "378.1" Кодекса.

Кроме того, сообщаем, что в соответствии с "пп. 8 п. 4 ст. 374" Кодекса движимое имущество, принятое с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств, не является объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

3 класса

Д.В.ЕГОРОВ

13.06.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).