Письмо Минфина России от 07.06.2013 N 03-04-06/21240

Организация-работодатель не признается налоговым агентом по НДФЛ в отношении доходов сотрудника, полученных от источников за пределами Российской Федерации.

Вопрос: Представительство иностранной организации планирует направить в июле 2013 г. двух работников на работу в головной офис, расположенный в Японии, сроком на один год с возможным продлением до двух лет. По трудовому договору место работы работника будет находиться в Японии. Все свои трудовые обязанности работник представительства будет выполнять за пределами территории РФ. Начисление и выплата зарплаты работнику будут осуществляться представительством в РФ.

В соответствии с "пп. 6 п. 3 ст. 208" НК РФ вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами РФ признается доходом налогоплательщика от источников за пределами РФ. Таким образом, суммы дохода, выплачиваемые представительством работнику за его работу за границей, относятся к доходам от источников за пределами РФ.

"Подпункт 3 п. 1 ст. 228" НК РФ устанавливает, что физические лица - налоговые резиденты РФ, получающие доходы от источников, находящихся за пределами РФ, производят исчисление и уплату НДФЛ в отношении данного вида дохода самостоятельно, а также несут обязательство по подаче налоговой декларации в российские налоговые органы. Работник представительства, работающий за границей, исчисляет и уплачивает НДФЛ в отношении полученного им за такую работу дохода самостоятельно, а также несет обязательство по подаче налоговой декларации в российские налоговые органы.

В соответствии с "п. 2 ст. 226" НК РФ организация - налоговый агент производит исчисление сумм и уплату НДФЛ в отношении всех доходов налогоплательщиков, источником которых она является, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются работником самостоятельно.

Представительство не признается налоговым агентом в отношении дохода, выплачиваемого работнику, работающему за границей, и, соответственно, не несет обязанность по исчислению и удержанию НДФЛ.

"Пункт 2 ст. 209" НК РФ устанавливает, что доход, полученный от источников за пределами РФ физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, не является объектом налогообложения по НДФЛ в РФ. Таким образом, если в течение календарного года (налогового периода) работник представительства утратит статус налогового резидента РФ (нахождение на территории РФ менее 183 дней за налоговый период), его доход, полученный за работу за границей, не будет подлежать налогообложению в РФ.

Правомерно ли это? Вправе ли представительство иностранной организации остановить удержание НДФЛ у источника с момента перевода работника на работу за рубеж?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 7 июня 2013 г. N 03-04-06/21240

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо представительства компании по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц выплат, производимых сотруднику организации, направляемому за пределы Российской Федерации, и в соответствии со "ст. 34.2" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Как указывается в рассматриваемом письме, сотрудник представительства иностранной организации в Российской Федерации направляется в головной офис иностранной организации за пределы Российской Федерации на длительный период времени. Все трудовые обязанности сотрудник организации будет выполнять на территории иностранного государства.

В соответствии с "п. 1 ст. 207" Кодекса плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

При направлении работника на работу за границу, когда он все свои трудовые обязанности, предусмотренные трудовым договором, выполняет по месту работы в иностранном государстве, получаемое им вознаграждение является вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей на территории иностранного государства, которое относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.

В соответствии с "пп. 3 п. 1 ст. 228" Кодекса физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, исчисление, декларирование и уплату налога на доходы физических лиц производят самостоятельно по завершении налогового периода.

Согласно "п. 2 ст. 226" Кодекса исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со "ст. ст. 214.1", "214.3", "214.4", "214.5", "227", "227.1" и "228" Кодекса.

Учитывая изложенное, в отношении доходов сотрудника организации, полученных от источников за пределами Российской Федерации, организация - работодатель не признается налоговым агентом. На такую организацию не могут быть возложены обязанности, предусмотренные для налоговых агентов "ст. ст. 226" и "230" Кодекса.

В случае если в течение налогового периода физическое лицо не будет признано налоговым резидентом Российской Федерации, такое лицо, в соответствии с "п. 1 ст. 207" Кодекса, не является плательщиком налога на доходы физических лиц по доходам, полученным в данном налоговом периоде от источников за пределами Российской Федерации.

Соответственно, обязанностей налогоплательщика по декларированию доходов от источников за пределами Российской Федерации, полученных в налоговом периоде, в котором физическое лицо не является налоговым резидентом Российской Федерации, такое лицо не имеет.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

07.06.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).