Письмо Минфина России от 07.06.2013 N АС-4-2/10459

Разъяснен порядок использования фискальных данных ККТ при проведении мероприятий налогового контроля.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 7 июня 2013 г. N АС-4-2/10459

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ

ФИСКАЛЬНЫХ ДАННЫХ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ

ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Федеральная налоговая служба в целях повышения эффективности использования сведений, находящихся в распоряжении налоговых органов, направляет следующую информацию в части использования фискальных данных, зафиксированных на контрольной ленте и в фискальной памяти контрольно-кассовой техники, в контрольной работе территориальных налоговых органов.

Обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей применять на территории Российской Федерации в обязательном порядке при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг контрольно-кассовую технику установлена Федеральным "законом" от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ). При этом такая контрольно-кассовая техника должна быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика.

Федеральный "закон" N 54-ФЗ предъявляет определенные требования к контрольно-кассовой технике, в частности, наличия в контрольно-кассовой технике фискальной памяти и обязывает фиксировать информацию о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт на контрольной ленте и в фискальной памяти (фискальные данные).

Фискальная память представляет собой комплекс программно-аппаратных средств в составе контрольно-кассовой техники, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, осуществляемых с применением контрольно-кассовой техники, в целях правильного исчисления налогов.

При этом в соответствии с "протоколом" заседания Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам (ГМЭК) от 25.06.2002 N 4/69-2002 с 1 января 2003 года началось внедрение в моделях контрольно-кассовых машин электронных контрольных лент защищенных (ЭКЛЗ) - технических устройств (комплекс программно-аппаратных средств в составе ККМ), обеспечивающих защищенную от необнаруживаемой коррекции регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации о каждом из проведенных с использованием контрольно-кассовых машин денежных расчетов с физическими лицами, необходимой для полного учета доходов в целях правильного исчисления налогов.

Согласно пункту 2 раздела II протокола заседания ГМЭК от 26.02.2003 N 1/73-2003 в целях обеспечения защищенности ключевой информации ЭКЛЗ срок использования ЭКЛЗ в составе контрольно-кассовой машины не должен превышать 12 месяцев, начиная с даты активизации ЭКЛЗ.

ФНС России в целях сбора, систематизации, хранения и использования информации о контрольно-кассовой технике разработан и "приказом" ФНС России от 26.05.2008 N ММ-3-2/235@ утвержден информационный ресурс "Контрольно-кассовая техника", формируемый на местном, региональном и федеральном уровнях и состоящий из следующих разделов:

- Сведения о зарегистрированной контрольно-кассовой технике;

- Сведения о проверках применения контрольно-кассовой техники, полноты учета выручки и использования специальных банковских счетов;

- Сведения об утраченной или похищенной контрольно-кассовой технике, об электронной контрольной ленте защищенной;

- Сведения о замене ЭКЛЗ и фискальной памяти.

При этом состав реквизитов информационного ресурса "Контрольно-кассовая техника" местного уровня в "разделе" "Сведения о зарегистрированной контрольно-кассовой технике" содержит информацию о показаниях фискальной памяти контрольно-кассовой техники, как при регистрации, так и при снятии контрольно-кассовой техники с регистрации ("строки 31" - "36"), а в "разделе" "Сведения о замене ЭКЛЗ и фискальной памяти ККТ" отражается сумма расчетов, зафиксированная в ЭКЛЗ "(строки 12)" на соответствующую дату "(строка 16)".

Наполнение информационного ресурса "Контрольно-кассовая техника" сведениями о расчетах осуществляется при снятии контрольно-кассовой техники с регистрации и перерегистрации контрольно-кассовой техники, в частности, по причине замены программно-аппаратных средств, обеспечивающих некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации.

Так в соответствии с "пунктами 5.3.3" - "5.3.4" методических указаний по применению электронных контрольных лент защищенных в контрольно-кассовых машинах, утвержденных Решением ГМЭК (протокол от 25.06.2002 N 4/69-2002) при замене ЭКЛЗ составляется акт по унифицированной "форме N КМ-2", утвержденный Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132. В акт вносятся показания счетчиков контрольно-кассовой машины до и после замены ЭКЛЗ.

Указанные действия осуществляются при представлении пользователем контрольно-кассовой техники в налоговый орган заявления о перерегистрации контрольно-кассовой техники по "форме", утвержденной приказом ФНС России от 09.04.2008 N ММ-3-2/152@ "Об утверждении форм заявления о регистрации контрольно-кассовой техники, книги учета контрольно-кассовой техники и карточки регистрации контрольно-кассовой техники", с указанием кода причины перерегистрации - заявление о перерегистрации в связи с заменой блока ЭКЛЗ.

Таким образом, в результате исполнения налоговыми органами полномочий по регистрации контрольно-кассовой техники, по контролю и надзору за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, в налоговом органе собирается, систематизируется и хранится достаточный массив фискальных данных налогоплательщиков, который необходимо использовать в целях налогового контроля.

При этом налоговым органам в целях проведения анализа и выявления рисков занижения налоговой базы помимо использования фискальных данных необходимо запрашивать у банков выписки по операциям на счетах налогоплательщиков в соответствии со "статьей 86" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Так, в отношении деятельности индивидуального предпринимателя сравнению подлежит сумма фискальных данных и выручки (дохода) от реализации товаров (работ, услуг), полученной (полученного) в безналичном порядке 1, и:

--------------------------------

1 Здесь и далее для определения сумм выручки (доходов) от реализации товаров (работ, услуг), полученной (полученных) в безналичном порядке, необходимо анализировать выписки по операциям налогоплательщика на счетах в банках за соответствующий период. При этом в целях исключения двойного счета из поступивших на расчетные счета сумм необходимо исключать суммы, которые должны быть отражены в фискальных данных: это расчеты, которые произведены с использованием платежных карт, а также суммы наличной выручки, сданной (инкассированной) на расчетные счета в банки.

- сумма, отраженная за соответствующий период по "подпункту 3.1" (Общая сумма дохода) листа "В" налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ);

- сумма, отраженная за соответствующий период по коду "строки 010" (Сумма предполагаемого дохода) налоговой декларации о предполагаемом доходе физического лица (форма 4-НДФЛ);

- предельное ограничение доходов налогоплательщика от реализации, установленное "подпунктом 1 пункта 6 статьи 346.45" Кодекса для индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, в размере 60 млн. рублей в течение календарного года.

В части налогового контроля в отношении деятельности юридического лица, применяющего общую систему налогообложения, необходимо сравнить за соответствующий период сумму фискальных данных и доходов, полученных в безналичном порядке, с суммой, отраженной за соответствующий период по коду строки 010 "Доходы от реализации" листа 02 "Расчет налога на прибыль организаций" налоговой декларации по налогу на прибыль организаций.

В части налогового контроля в отношении деятельности индивидуального предпринимателя и юридического лица, применяющих специальные налоговые режимы, сравнению подлежит сумма фискальных данных и доходов, полученных в безналичном порядке, и:

- сумма, отраженная за соответствующий период по коду строки 010 "Сумма доходов за налоговый период, учитываемых при определении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу" раздела 2 налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу (в случае представления таковой);

- сумма, отраженная за соответствующий период по коду строки 210 "Сумма полученных доходов за налоговый период" раздела 2 налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (в случае представления таковой), при этом осуществляется контроль за соблюдением налогоплательщиком ограничения дохода в сумме 60 млн. рублей.

Если на протяжении двух и более (для налога на доходы физических лиц - один и более) анализируемых отчетных и (или) налоговых периодов разница между указанными суммами за соответствующий период является значительной, а в случае применения налогоплательщиком специальных налоговых режимов (патентная или упрощенная система налогообложения) сумма фискальных данных и доходов, полученных в безналичном порядке, в отчетном (налоговом) периоде превышает 60 млн. рублей, то налоговому органу при проведении камеральных проверок налоговых деклараций на основании "пункта 3 статьи 88" Кодекса необходимо сообщить об этом налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. При необходимости налоговый орган должен пригласить налогоплательщика на заседание комиссии налогового органа по легализации налоговой базы, предварительно проанализировав операции налогоплательщика по счетам в банках с целью выявления сделок, не отраженных в налоговой декларации.

При этом необходимо учитывать порядок исчисления налоговой базы по налогу на прибыль организаций, установленный "главой 25" "Налог на прибыль организаций" Кодекса, в частности, порядок признания доходов (метод начисления или кассовый метод), доходы, не учитываемые при определении налоговой базы и т.д., а при применении налогоплательщиком специальных налоговых режимов ситуацию совмещения режима ЕНВД с иными режимами, при котором суммы, полученные от доходов в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, не включаются в налоговые декларации по иным системам налогообложения.

Учитывая изложенное, ФНС России поручает при проведении налоговыми органами мероприятий налогового контроля, в частности, при проведении камеральных налоговых проверок, на стадии проведения предварительного предпроверочного анализа налогоплательщика для включения в план выездных налоговых проверок, при проведении предпроверочного анализа налогоплательщика, включенного в план выездных налоговых проверок, и при проведении выездных налоговых проверок использовать в обязательном порядке сведения информационного ресурса "Контрольно-кассовая техника".

Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации довести настоящее письмо до территориальных налоговых органов, ознакомить с ним каждого сотрудника контрольного блока УФНС и ИФНС и обеспечить применение положений настоящего письма в практической работе.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

3 класса

С.Н.АНДРЮЩЕНКО

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).