Письмо Минфина России от 06.06.2013 N 03-04-05/20954

Если клиент оплачивает банку как страхователю комиссию за подключение к программе добровольного страхования жизни и здоровья, то при досрочном расторжении договора страхования возвращаемая сумма облагается НДФЛ, поскольку она представляет собой плату за обязательство банка и компенсацию затрат по его исполнению.

Вопрос: В январе 2012 г. налогоплательщик заключил с банком кредитный договор на сумму 1 500 000 руб. Кредитный договор действует и по настоящий момент.

При заключении кредитного договора налогоплательщик согласился быть застрахованным лицом по договору страхования от несчастных случаев и болезней заемщика банка. Со счета налогоплательщика удержано (перечислено) 64 192,56 руб. Данная сумма является платой за подключение к программе добровольного страхования, включая компенсацию расходов банку на оплату страховой премии.

В марте 2012 г. налогоплательщик попросил досрочно расторгнуть договор страхования от несчастных случаев и болезней заемщика банка и вернуть оплаченную сумму. На счет возвращено 50% от суммы платы за подключение к программе страхования.

Признается ли возвращенная банком сумма доходом налогоплательщика для целей исчисления НДФЛ?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 6 июня 2013 г. N 03-04-05/20954

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке обложения налогом на доходы физических лиц и в соответствии со "ст. 34.2" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Из обращения следует, что налогоплательщик при заключении кредитного договора присоединился к программе коллективного добровольного страхования жизни и здоровья заемщиков банка-кредитора (далее - Программа). Страхователем в рамках Программы в соответствии с п. 1 Условий участия в программе коллективного добровольного страхования жизни и здоровья (далее - Условия) является банк.

При подключении к Программе заемщик оплатил банку комиссию за подключение клиента к Программе и компенсацию расходов банка на оплату страховых премий страховщику.

На основании письменного заявления клиента в соответствии с п. 4.2 Условий участие клиента в данной программе было прекращено. При этом действие договора займа, предоставленного на 37 месяцев, не прекращалось.

Поскольку клиент принял решение о прекращении участия в Программе в течение первых трех месяцев участия в Программе, банк, в соответствии с Условиями, возвратил клиенту 50% платы за подключение к Программе.

Суммы, возвращенные банком клиенту, не являются частью страховой премии, которая уплачивалась банком страховой организации за счет собственных средств и от своего имени как страхователем при присоединении клиента к Программе.

То есть суммы, уплаченные клиентом при присоединении к Программе, не являются платой за саму услугу по страхованию, поскольку такую услугу страховой организации оплатил банк. Указанные суммы являются платой за обязательство банка застраховать жизнь и здоровье клиента банка в страховой организации и компенсацией его затрат по страхованию. Как следует из письма, банк свои обязательства перед клиентом полностью исполнил.

В этой связи положения "ст. 213" Кодекса о порядке налогообложения доходов физических лиц по договорам страхования не применяются.

В этом случае применяются общие правила налогообложения доходов физических лиц, предусмотренные "гл. 23" Кодекса.

"Пунктом 1 ст. 210" Кодекса установлено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме.

Перечень доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, установлен "п. 3 ст. 217" Кодекса.

Безвозмездно перечисленные физическому лицу денежные средства в размере 50% суммы платы за подключение к Программе подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

Вместе с тем сообщаем, что в соответствии с "п. 11.4" Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, обращения граждан по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Министерстве финансов Российской Федерации не рассматриваются.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

06.06.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).